«Открытые системы»
Slideware или программ?а, которая убивает ораторское искусство?
Основной причиной для написания этой заметки стала хроническая усталость от бесконечных презентаций, созданных посредством PowerPoint. Поводом — недавняя конференция, где за два дня пришлось просмотреть несколько сот слайдов.
И наконец, спусковым механизмом оказалось соседство в самолете с бизнес-леди, готовившей презентацию. За три часа полета волей-неволей пришлось боковым зрением увидеть десятка три картинок, весь смысл которых сводился к тому, что пиво в упаковке 0,65 будет продаваться не хуже, чем в упаковке 0,33.
Наверняка именно разукрашенные тривиальные суждения позволят мастеру по продаже пива мусолить банальность не менее получаса, хотя без картинок едва ли удалось бы протянуть более пяти минут. Пройдясь по салону самолета, я заметил еще нескольких пассажиров, редактировавших свои презентации. В общем, чума.
Не случайно Дэвид Битти, профессор менеджмента из университета Торонто, высказался так: «PowerPoint похож на болезнь. Это СПИД менеджмента».
Предполагал ли Боб Гаскин, который, будучи аспирантом Университета Беркли, в 1984 году предложил идею PowerPoint, а затем основал компанию Forethought, после чего выпустил программный продукт, поначалу именовавшийся Presenter, а позже переименованный в PowerPoint, какой чудовищный ящик Пандоры он открывает? |
Предполагал ли Боб Гаскин, который, будучи аспирантом Университета Беркли, в 1984 году предложил идею PowerPoint, а затем основал компанию Forethought, после чего выпустил программный продукт, поначалу именовавшийся Presenter, а позже переименованный в PowerPoint, какой чудовищный ящик Пандоры он открывает?
Впрочем, поначалу все было не так страшно: пока в самом скромном виде PowerPoint работал на платформе Apple, угроза была невелика. Но в 1987 году за 14 млн. долл. Forethought вместе с PowerPoint были куплены Microsoft, а с 1990 года PowerPoint вошел в состав Microsoft Office.
Стихийное внутреннее недовольство стилем выступлений «на платформе PowerPoint» побудило к поискам союзников.
Я быстро обнаружил, что существует целое движение «против PowerPoint», а в некоторых сообществах хорошим тоном считается объявлять свои конференции зонами, свободными от PowerPoint.
Безусловный идейный лидер этого движения — профессор Йельского университета Эдард Тафт, автор нескольких книг, классик в области современного информацион?ного дизайна и информационной графики.
Она начиналась с книжных иллюстраций, и с середины XVII века развивается как отдельная дисциплина.
На протяжении веков созданием информирующих иллюстраций занимались профессионалы, поэтому их качество всегда было высоким; чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, скажем, энциклопедические издания по естественным наукам.
Но PowerPoint открыл возможность нагружать зрителей своими графическими изысками любому и каждому, не прилагая особого старания, не имея достаточной квалификации.
В своем эссе «Когнитивный стиль PowerPoint» Тафт выделил основные недостатки современных презентаций.
Чаще всего они используются для того, чтобы оказать поддержку докладчику, а не облегчить восприятие слушателю.
Низкое разрешение проекционного оборудования, большое расстояние до экрана и отсутствие графической культуры авторов приводят к тому, что слушателям предоставляется низкокачественный графический материал.
В то же время неограниченные возможности доморощенных и чаще всего кустарных графических изысков стимулируют бесполезное разукрашивание слайдов.
Тафт предложил для этого порока специальный термин Chartjunk, то есть графический мусор. К этому мусору он относит не добавляющее ничего к содержанию украшательство. Простейший пример — использование никому не нужных теней на рамках, оконтуривающих надписи, и других графических излишеств. Тафт предложил еще одно слово — slideware, то есть слайдовое оружие, которым буквально убивают интеллект.
Презентации «в стиле PowerPoint» убивают естественную для устной речи форму передачи информации и знаний. Не случайно популярным становится не нуждающееся в переводе выражение Death by PowerPoint. Среди орудий подобного убийства наиболее типичны следующие: излишне затянутые по времени доклады; доклады, во время которых лектор монотонным голосом читает содержание слайдов, что слушатели вполне могли бы сделать самостоятельно; презентации с огромным количеством текстов; презентации, перегруженные различного рода графическими эффектами.
Но настоящим «оружием массового поражения» стали так называемые корпоративные презентации. Слайды независимо от докладчиков делаются профессионалами и уже это не всегда хорошо, поскольку картинки создаются сами по себе, вне связи с будущими выступлениями.
Но самое ужасное заключается в том, что эти слайды в дальнейшем используют представители служб маркетинга, которые тасуют их как карты в колоде при подготовке выступления на нужную тему. Маркетологи часто выходят на публику, не зная и не понимая предмета своего доклада, поэтому сводят выступление к детальному пересказу о том, что и на каком слайде нарисовано или написано. Поток данных попросту не доходит до слушателя, не перерабатывается им в информацию и знания.
Таким горе-лекторам, рабам PowerPoint, прячущимся за картинки, следовало бы помнить, что люди приходят на выступление, а не на слайд-шоу, на первом плане должны быть они сами, а не слайды. Сегодня выходит масса литературы по разумному использованию PowerPoint, авторы которых дают и такие рекомендации: «Вы — звезда, а не слайды» или «Никогда не помещайте на слайд то, что можно передать без его помощи». Но самое главное — «Уважайте аудиторию».