В то время как мир отка?зывается от «коробок?», России их все еще не хватает
Принято считать, что из-за экспансии крупных розничных сетей у специализированной ИТ-розницы начались проблемы. Это действительно так, но серьезность угрозы несколько преувеличена. Примерно так можно подвести итог дискуссий, прошедших на конференции Digital Consumer Channel, которая уже в третий раз состоялась в подмосковном Нахабино и собрала представителей 135 розничных компаний и 55 производителей цифрового оборудования. Розничный бизнес переживает серьезные перемены не только в нашей стране, но и на Западе. Старожилы рынка пересматривают свои стратегии, а новички пытаются войти в него с новыми форматами.
Руди Аункофер: «Сила ИТ-канала не в цене, а в ассортименте» |
Так, крупнейшая американская сеть электроники Best Buy (оборот в 2006 финансовом году — 30,8 млрд. долл.), которую Райан Маккей из журнала Multimedia IT привел в качестве примера, начала четко сегментировать своих покупателей. Менеджмент компании принял решение сфокусироваться на тех клиентах, которые приносят больше дохода, разделив их на четыре группы и создав для каждой из них магазины своего формата. Так, например, появились магазины для женщин — ведь по статистике они тратят на технику даже больше, чем мужчины; магазины для продвинутой молодежи, больше похожие на центры досуга. Расчет делается на то, чтобы каждый поход в магазин превратился для покупателя в увлекательное занятие.
Интересен приход в розничную торговлю гигантов ИТ-индустрии вроде Apple и Dell. Как уверяет главный редактор журнала The Distribution Channel Боб Снайдер, никто не верил, что розничный проект принесет Apple какой-то доход, но в прошлом году компания смогла продать через собственные магазины товаров на 2,35 млрд. долл. По сравнению с 2004 годом объем выручки увеличился на 44%. Для сравнения, Best Buy прирастает лишь на 3-6% в год. Dell, у которой в Соединенных Штатах никогда не было ни магазинов, ни розничных партнеров, начала эксперимент. В ее центрах (магазинами их назвать сложно) купить готовый компьютер будет нельзя, однако там можно познакомиться с возможностями продукции компании и оставить заказ, который доставят домой.
Есть, впрочем, и обратные примеры. Компания DSG International больше не будет использовать свой брэнд Dixons для магазинов электроники на главных торговых улицах в городах Великобритании, а переориентирует его исключительно на интерактивную торговлю. В апреле нынешнего года было принято решение о переименовании всех магазинов Dixons в Currys.digital.
Что бы ни предпринимали ритейлеры, в их действиях просматривается одна и та же тенденция: компании на Западе стараются нащупать новые форматы в противовес формату «больших коробок» и предложить новые способы совершения покупок, часто ориентированные на строго определенную потребительскую группу.
В то время как в мире от коробок постепенно отказываются, в России их еще даже не успели построить в достаточном количестве. Поэтому и проблемы, которые волнуют местных торговцев, несколько другие.
Активная экспансия крупнейших федеральных сетей электроники — главная «страшилка» последних полутора лет — стала на минувшем DCC одной из наиболее часто обсуждавшихся тем, наряду с вопросом о судьбе специализированной ИТ-розницы. Но, судя по цифрам, которые привел аналитик компании Gfk Руди Аункофер, «масштаб бедствия» куда меньше, нежели его пытаются представить некоторые наблюдатели.
Доля неспециализированной розницы в продажах персональных компьютеров действительно растет. Если в 2003 году она, по расчетам Gfk, равнялась 3%, то в 2006 году — 13%. В среднем же по ПК, мониторам, принтерам и сканерам она пока не превысила 15%. Однако если взять многофункциональные устройства, то на долю неспециализированных магазинов приходится 31% их продаж.
Аналитики не берутся сказать, сколько еще потеряет специализированная ИТ-розница, но, очевидно, что не так уж и много. Примеры таких стран, как Польша и Германия, демонстрируют, что и в условиях развивающегося, и в условиях развитого рынка она остается заметным его элементом. Так, в Польше на долю неспециализированных магазинов приходится лишь 30% продаж компьютеров и 23% — мониторов. В Германии — 33% компьютеров, 29% мониторов, 51% сканеров, 50% принтеров и 75% МФУ. Если не принимать во внимание МФУ, то как минимум половина рынка компьютерным магазинам гарантирована.
По мнению Аункофера, сила ИТ-канала заключается не в цене, а в широте ассортимента. И если менеджмент розничной сети сделает все правильно, то конкурентам будет очень сложно отвоевывать долю на этом рынке.
Что реально волнует российских торговцев, так это условия доступа на рынок. Круглый стол, состоявшийся на DCC, показал, что розница испытывает серьезные проблемы с недвижимостью.
Принято считать, что угроза федеральных сетей небольшим компьютерным магазинам связана с ценами или ассортиментом. На самом же деле большую опасность представляет проблема доступа в торговые центры. Бизнес-реалии таковы, что за квадратный метр в торговом центре, небольшой магазин площадью 100-200 кв. метров платит в несколько раз больше, чем супермаркет площадью 2000 кв. метров. И даже просто попасть в торговый центр, где один из так называемых «якорных» арендаторов — крупный магазин электроники, маленькой торговой точке практически невозможно.
Эта ситуация характерна как для Москвы, так и для регионов. В последнем случае проблема осложняется еще тем, что крупные сети часто выступают в качестве соинвесторов при строительстве торговых центров. И посему, как заявил президент компании «Белый Ветер» Юрий Дубовицкий, шансы компьютерных магазинов попасть в лучшие места уменьшаются с каждым днем. По его словам, если «Евросеть» начнет продавать ноутбуки, то с этого момента начнется страшная война гигантов ?Эльдорадо? и ?Евросети? за то, чтобы оказаться в одном торговом центре.