«Мир ПК»
Итоги четвертой всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в РФ»
Проблема отношений между бизнесом и системами образования вечна. Поэтому четвертая открытая всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в РФ» вызвала интерес обеих сторон — как образовательной, так и предпринимательской, которую, как обычно, на этой конференции представляла ассоциация АП КИТ.
Декан факультета бизнес-информатики ГУ ВШЭ Виктор Никитин, руководитель комитета по образованию АП КИТ, выступил с отчетом о проделанной работе, в котором остановился на новых специальностях (таких, как «бизнес-информатика») и включении их в государственный перечень, а также на подготовке соответствующих образовательных стандартов.
Виктор Никитин остановился на таких новых ИТ-специальностях, как «бизнес-информатика», и на включении их в государственный перечень |
Директор «1С» Борис Нуралиев в своем сообщении «Российский рынок ИТ, программное обеспечение, запросы отрасли к образовательной системе» озвучил соображения по интеграции сфер образования, науки и бизнес-практики, которых в АП КИТ придерживаются, начиная с 2004 года. Вот некоторые из этих соображений: создание совместных программ сотрудничества; организация базовых кафедр (многие компании имеют свои кафедры в ведущих вузах страны, таких как МГУ, МФТИ и ряде других); проведение практики студентов в компаниях; выдача наряду с дипломами об образовании сертификатов от компаний, говорящих о степени готовности выпускника к работе с их продуктами и технологиями; ориентация высшей школы на подготовку для ИТ-отрасли специалистов, отвечающих требованиям предметной области.
В качестве перспективных намерений работодателей рассматриваются организация специализированного вуза по подготовке ИТ-специалистов, ибо до сих пор в системе Минобразования подобный вуз отсутствует; создание более эффективных средств для борьбы с пиратством, в частности подготовка соответствующих специалистов. Нуралиев отметил также, что при решении вопросов о реформах образовательных систем необходимо считаться с требованиями национального ИТ-бизнеса. Так, у отечественных работодателей нет заинтересованности в реализации в России рекомендаций Болонской конвенции.
Директор Департамента стратегии построения информационного общества Министерства информационных технологий и связи РФ Олег Бяхов, отражая позицию государства, уповал на то, что до правительства донесена и воспринята большинством ведомств концепция развития ИТ-отрасли, а потому стало понятно, как решать намеченные в ней задачи, в частности, задачи создания технопарков, формирования венчурного фонда для развития отрасли и др.
Теперь на очереди кадровый вопрос. Как представляется в Мининформсвязи, отечественные программисты подтвердили свой высокий профессиональный уровень и демонстрируют претензии на ведущие позиции в ИТ-мире. Однако, по оценкам министерства, поскольку в ходе развития рынка средняя зарплата программиста поднялась вдвое, то конкурентное преимущество по стоимости труда в ИТ-отрасли утрачивается. Чувствуется и приближение кадрового голода. Как утверждает Бяхов, взаимодействуя с АП КИТ, министерству удалось подготовить понятные власти документы для принятия на законодательном уровне решений, выгодных ИТ-отрасли и подкрепленных финансированием из бюджета.
Говоря о поддержке со стороны государства отношений между образовательными системами и бизнесом, Бяхов отметил, что переход на новые образовательные стандарты продлится не менее четырех лет, и поэтому требуется повысить внимание к возможности получения второго образования. Необходимо пересмотреть в ИТ-образовании соотношение высшего, среднего и профессионального уровней, чтобы не создавать перекоса в ожидаемой зарплате. Также, по мнению Бяхова, системные знания начинают доминировать над узкотехнологическими, поэтому наступил момент для подготовки «второго ликбеза» — по компьютерной грамотности.
Бяхов отметил, что при общем уменьшении количества преподавателей в вузах ни в коем случае не следует сокращать преподавателей по ИТ-дисциплинам, и, обращаясь к преподавателям — участникам конференции, предложил жаловаться в министерство, если они столкнутся с подобными фактами.
Вопросы образования
Секции «Образовательные стандарты» и «Сотрудничество вузов и индустрии» были посвящены обсуждению проблемы, чему учить, через призму разработки соответствующих стандартов и практик их применения. В представленных докладах рассматривались принципы разработки государственного образовательного стандарта бакалавра по направлению 010400 — Информационные технологии, применение рекомендаций Computing Curricula: Software Engineering к российским образовательным стандартам и т. д.
Отдельную секцию составили до?клады о сотрудничестве ИТ-индустрии с вузами.
В рамках конференции состоялось четыре круглых стола. На одном, под названием «Коммерческие проекты подготовки прикладных программистов», обсуждались вопросы нехватки программистов для аутсорсинговой деятельности в российских компаниях, возможности и проблемы их получения через вузы. Второй именовался «Повышение квалификации ИТ-преподавателей (на примере проекта «Виртуоз»)»; на нем были подведены итоги работ по проекту, проводившемуся Intel и рядом отечественных вузов.
На круглом столе «Потребности российского рынка труда в ИТ-специалистах», вызвавшем наибольший интерес, было рассказано о совместном проекте Лицея информационных технологий, Интернет-университета информационных технологий (ИНТУИТ. РУ) и издательства «Открытые системы» по мониторингу сферы образования для выяснения состава профессий и отраслевой потребности в них на основании анализа отчетных данных госстатистики (сайт компании «Информика») и базы данных «Вузы России». Как предупредили авторы исследования, Александр Гиглавый и Анатолий Шкред, полученные результаты следует рассматривать в качестве данных пилотного проекта. Тем не менее они привлекли внимание участников конференции своим подходом к проблеме и вызвали желание проанализировать результаты подробнее, а также надежду, что исследования будут продолжены. Серьезные различия между классификацией ИТ-специальностей по разным предметным областям и требуемым от ИТ-специалистов уровням компетенции затрудняют не только формирование перечня ИТ-специальностей, которые соответствуют потребностям бизнеса в условиях инновационной экономики, но и понимание того, что должна представлять собой их образовательная поддержка. Поэтому использование полученных данных в качестве базовых для определения отраслевой потребности в тех или иных специалистах заставит прогнозистов потрудиться. Вместе с тем предложенные участникам круглого стола вопросы по количественной оценке потребности в специалистах — сейчас, через пять лет и в будущем — остались без аргументированного ответа.
На заключительном круглом столе, посвященном проблемам рекрутинга, обсуждались вопросы поиска квалифицированных ИТ-специалистов и пути повышения эффективности цепочки «вуз — рекрутер — компания».