Саммит ROSS 2006 закончился жесткой самокритикой
В следующем году все должно быть иначе. К такому выводу пришли участники саммита «Возможности России по экспорту продуктов и услуг в области разработки программного обеспечения» (Russian Outsourcing and Software Summit, ROSS 2006) на подведении итогов мероприятия.
Саммит, который предыдущие пять лет проводился в Санкт-Петербурге, в этом году переехал в Москву. Однако ожидаемого улучшения ни по одному из параметров от изменения места проведения, по общему мнению, не произошло. По сравнению с прошлым годом участников стало меньше, количество интересных выступлений точно не возросло, острые дискуссии проходили только по отдельным темам, возможностей для новых бизнес-контактов было немного.
«Мы все тут друг друга знаем. Конечно, хорошо очередной раз встретиться, но одной этой причины мало для проведения саммита. Нужно что-то менять кардинально», — считает Николай Пунтиков, генеральный директор компании StarSoft.
С ним согласен один из инициаторов переезда форума из Петербурга в Москву Дмитрий Лощинин, генеральный директор компании Luxoft. Он не признал проведение саммита в столице ошибкой и надеется, что в следующем году будет лучше.
Впрочем, не совсем удачное течение ROSS 2006 вряд ли зависело от места его проведения. Проблемы накапливались в предыдущие годы. Мощные московские компании оказались не в состоянии их решить.
Некоторые конкретные предложения прозвучали на подведении итогов из зала от одного из иностранных участников саммита: «Почему не было приведено историй успеха сотрудничества с известными зарубежными компаниями? Почему за несколько лет почти ничего не изменилось на сайте саммита! Возможно, это связано с вашей ментальностью. Вам нужно еще доказать, что вы — великие».
Действительно, отечественные компании находятся в некоторой эйфории. Бизнес, который строится во многом на использовании дешевой рабочей силы, у них хоть и относительно невелик, но все же растет. Перспективы для роста сохраняются. Россия вроде бы на втором или третьем месте по объему экспорта услуг в сфере разработки программного обеспечения.
Однако за рубежом далеко не все потенциальные заказчики и покупатели российского программного обеспечения об этом втором или третьем месте знают. Россия для большинства из них еще не брэнд, если идет речь о размещении заказов на разработку программного обеспечения или покупке готовых решений. По объему экспорта всей индустрии, включая готовые программные продукты, ее позиции очень далеки от лидерских. Россию по этому показателю обходят даже многие отдельные зарубежные компании.
Потенциал для развития у российских разработчиков действительно очень велик, но он не будет использован, если стремиться лишь к тому, чтобы удержаться на втором месте, причем не в самой перспективной нише. Выполнение заказов ведущих компаний мира было полезно на определенном этапе. Сейчас уже пора думать о новой стратегии развития отрасли и самих разработчиков.
Конечно, многие проблемы не так просто решить. Например, представить истории успеха сотрудничества с известными зарубежными компаниями затруднительно из-за того, что крупные заказчики, как правило, не разрешают российским подрядчикам раскрывать их название. Однако есть исключения. К тому же можно описать реализованные проекты, не нарушая договоренностей. Похоже, этим просто никто не занимался.
Очевидно, что необходимо привлечь на саммит не только иностранных заказчиков, партнеров и аналитиков, но и многие российские компании, которые отказались от участия в нем. Например, к ROSS охладели разработчики готовых решений. Таким образом, произошел разрыв между ними и аутсорсинговыми компаниями. Не видит необходимости участия в саммите и множество небольших компаний.
Обнадеживает то, что и участники ROSS 2006, и члены ассоциации «Руссофт», и руководители этого объединения понимают, что требуется тщательно все заново продумать — от концепции саммита до каждой темы, которая будет обсуждаться в 2007 году, а также различные организационные вопросы, включая самые мелкие.