«Директор информационной службы»
Выстраивание эффективного ИТ-аутсорсинга требует наличия высокой организационной зрелости, компетенции и профессионализма
Компания CA активно включилась в работу по развитию ИТ-аутсорсинга в России, привлекая к ней своих традиционных партнеров, а также консультантов, обладающих высокой компетенцией в области организации аутсорсинга. Как пояснил, выступая на конференции, прошедшей в конце мая, глава представительства CA в регионе СНГ Сергей Тарасов, компания весьма заинтересована в развитии этого направления, поскольку «программные продукты CA имеют прямое отношение к аутсорсингу».
Как считает Валерий Гущин, генеральный директор компании ITG Group, одной из ключевых целей конференции было формирование культуры аутсорсинга. В самом деле, несмотря на кажущуюся простоту, выстраивание эффективного ИТ-аутсорсинга требует наличия высокой организационной зрелости, компетенции и профессионализма как со стороны ИТ-служб предприятий, так и со стороны поставщиков услуг аутсорсинга. Помехами на пути выстраивания аутсорсинга, помимо низкой организационной зрелости, нередко становятся также неразвитость рынка аутсорсинговых услуг, неприемлемый уровень затрат и недостаточный уровень развития ИТ на предприятии.
Нередко инициаторами масштабных проектов оказываются не ИТ-руководители, а топ-менеджеры или владельцы предприятий. В этом случае проект начинается с того, что кто-либо из топ-менеджеров ставит перед ИТ-руководителем задачу передать все вопросы, связанные с ИТ, в аутсорсинг. Разумеется, высшее руководство предприятия при этом обычно не мучает себя вопросами о том, готово ли предприятие к переходу на масштабный или полный ИТ-аутсорсинг, да и есть ли в принципе такая возможность в условиях того рынка ИТ, услугами которого собирается воспользоваться данное предприятие. ИТ-руководителю в этом случае остается лишь два пути: взяться за выполнение этой задачи либо сложить полномочия.
Гущин рассказал об организационных моделях ИТ-аутсорсинга, которые выделяют аналитики компании Gartner, о последовательности шагов по его выстраиванию, особо остановившись на том, что должно включать в себя соглашение об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA).
Более широкое описание возможностей продуктов CA для применения их в качестве инструментов аутсорсинга представили сотрудники самой компании и ее партнеров. Примечательно, что выступившие на конференции рассказали об использовании продуктов CA в зависимости от задач, которые приходится решать на той или иной стадии жизненного цикла аутсорсингового взаимодействия. Для этих целей в арсенале CA имеется пять семейств продуктов: комплексное решение для управления ИТ-инфраструктурой и ИТ-услугами Unicenter; средства управления жизненным циклом приложений AllFusion; инструментарий для управления интеллектуальными и электронными ресурсами компаний CleverPath; набор инструментов для управления информационной безопасностью eTrust; система резервного копирования и восстановления данных BrightStor.
В России уже имеется ряд реализованных проектов по управлению ИТ-инфраструктурой на основе продуктов CA (прежде всего, семейства Unicenter). Так, модуль Unicenter Service Desk взял на вооружение инженерный центр Helios IT-Operator — этот инструментарий помогает компании более эффективно выстроить взаимодействие с клиентами, которым она поставляет услуги.
На факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ внедрение каталога услуг, реализованного на основе модуля Unicenter Service Management, позволило автоматизировать учет потребляемых ИТ-услуг и связанных с ними затрат.
Готовы ли российские предприятия к широкому использованию аутсорсинга? Думается, что в большинстве своем не готовы. И дело тут не только в отсутствии развитого рынка аутсорсинга в подавляющем большинстве регионов, но и в отношении к проблеме со стороны руководства предприятий и их ИТ-служб. Характерно, что большинство слушателей конференции составили не ИТ-директора и не бизнес-руководители компаний, а специалисты, причем, по-видимому, не занимающие менеджерских позиций внутри ИТ-подразделений. Вероятнее всего, предприятия пока не считают тематику аутсорсинга достаточно важной, и значит, расцвет аутсорсинга в России наступит еще не завтра.