ELearnExpo: проблемы электронного обучения выходят за рамки образования
Владимир Тихомиров: «Не использующие электронное обучение вузы продуцируют неконкурентоспособных специалистов» |
В конце мая в Москве прошло крупнейшее в России мероприятие в области электронного обучения — третья Международная выставка и конференция eLearnExpo Moscow 2006. С 2001 года подобные мероприятия проходят в Париже, Амстердаме, Вене и Гонконге, собирая экспертов в сфере корпоративного обучения, развития и образовательных технологий, представителей госструктур, руководителей отраслевых и корпоративных кадровых служб, а также сотрудников компаний-разработчиков технологий создания и доставки контента и системных платформ.
В рамках московской выставки одним из ключевых выступлений стал доклад ректора МЭСИ и председателя экспертного совета по электронному обучению при думском комитете по образованию и науке Владимира Тихомирова. По его словам, в настоящее время отечественная высшая школа испытывает трудности более серьезные, чем принято считать.
«Сегодня в аудитории большинства вузов приносятся знания пяти-семилетней давности, поэтому такие заведения каждый год продуцируют неконкурентоспособных специалистов», — заявил Тихомиров.
С каждым годом образование отстает как от западного уровня, так и от требований рынка все больше и, по мнению Тихомирова, без внедрения современных технологий обучения не сможет соответствовать им никогда. «Если сегодня вуз или школа не имеют доступа к Internet, значит это образовательное учреждение — слепое», — процитировал он первого вице-премьера Дмитрия Медведева.
Однако сама по себе Сеть не является автономной площадкой для обучения.
«Преподавание через Internet требует инвестиций в развитие интеллектуального потенциала преподавателей, в создание и доставку контента, а также в сам процесс обучения», — считает ректор МЭСИ.
В России же таких инвестиций практически не делается, в том числе и потому, что качество образования измеряется по устаревшим методикам, основанным на площади аудиторий, количестве книг в библиотеке вуза, тестах, проверяющих в первую очередь память студентов и т. д. Для построения экономики, базирующейся на знаниях, нужно оценивать совсем другие параметры, поэтому внедрение в российские вузы технологий электронного обучения (еLearning) Тихомиров считает задачей не столько образовательной, сколько политической.
С кого брать пример
В качестве примера такого внедрения Тихомиров привел собственный вуз. По его словам, руководствуясь общемировыми тенденциями, МЭСИ установил приоритетную стратегическую задачу своей деятельности — развитие и внедрение в образовательный процесс технологий еLearning.
«Реализуя ее, университет предпринимает значительные шаги в развитии своей материально-технической базы, разработке методик электронного обучения и создании электронного контента», — сообщил Тихомиров.
В результате на сегодняшний день электронными курсами покрыто более 60% всех дисциплин МЭСИ, причем разработаны курсы как для программ высшего образования, так и для программ колледжа, магистратуры, аспирантуры и MBA. Все курсы имеют структуру, которая отвечает стандартам авторитетных британских организаций The Training Foundation и The Institute of IT Training, а с технологической точки зрения — спецификациям IMS и SCORM, которые обеспечивают повторное использование материалов курса и эффективный обмен между учебными заведениями.
В конце марта нынешнего года коллегия Федерального агентства по образованию РФ одобрила методики МЭСИ и рекомендовала ректорам других отечественных вузов также обратить внимание на этот вопрос.
«Необходимое качество образования в информационном обществе не может быть достигнуто старыми методами; университеты, работающие ?мелом по доске? никогда не смогут стать эффективными», — резюмировал Тихомиров.
Панацея или плацебо?
Так озаглавил свой доклад директор IBM Business Transformation Outsourcing Эндрю Садлер, один из ведущих мировых экспертов в области электронного обучения. Он рассказал, что на Западе, несмотря на более широкое распространение технологий еLearning, сегодня немало проблем в сфере образования, причем многие из них — те же, что и в России. К примеру, в США в течение ближайших десяти лет выйдут на пенсию порядка 60% из полутора миллионов правительственных служащих — поколение так называемого «бэби-бума» середины XX века.
Схожие проблемы со старением специалистов испытывают многие страны. На Западе в обучение инвестируют в первую очередь сами компании; так, по данным Садлера, в этом году около трети американских фирм увеличат свои бюджеты на образование. А поскольку дополнительную специализацию удобнее получать в дистанционной форме, технологии электронного обучения активнее всего развиваются именно в направлении корпоративных программ повышения квалификации.
Тем не менее говорить о полном переходе на электронное обучение, по мнению Садлера, оснований нет. Технологии еLearning в ближайшем будущем будут не заменять, а дополнять традиционное аудиторное обучение — именно в таком виде они способны дать наибольший эффект.
«Электронное обучение прогрессирует медленно, но уверенно и постепенно становится неотъемлемой частью современного образования», — считает Садлер.