InfoWorld, США
Бывший президент Oracle об изменениях в структуре рынка корпоративного программного обеспечения
Конкурентная ситуация на рынке корпоративного программного обеспечения меняется, и шансы добиться успеха в этой сфере имеют только те, кто сможет адаптироваться к новым условиям, предупредил Рей Лейн, руководитель венчурного фонда и бывший президент корпорации Oracle, выступая на конференции Software 2006. Сейчас Лейн является партнером компании Kleiner Perkins Caufield & Byers, в Oracle же он занимал два поста — президента и директора по операциям.
Рей Лейн: «Я уверен, что отрасль корпоративного программного обеспечения сейчас находится на перепутье. Ее экономическая структура может оказаться нестабильной» |
Лейн с некоторым пессимизмом описал ситуацию, сложившуюся в отрасли, отметив, что темпы развития рынка снижаются, а источники прибыли сокращаются. По его словам, сейчас 85% дохода в отрасли корпоративного программного обеспечения сконцентрированы в руках полутора десятков компаний, из них три получают максимальную прибыль. Причем основная часть доходов, по словам Лейна, достается единственному игроку — Microsoft.
В то же время пользователи не удовлетворены действиями производителей программного обеспечения, которые не разбираются в их бизнесе, поэтому предлагают, по существу, некачественные продукты. Например, потребители не понимают, почему средства, которые они вносят за поддержку, производители тратят на исправление ошибок в своем программном обеспечении.
Несмотря на негативную оценку сложившейся ситуации, Лейн считает, что перспективы у отрасли есть; спрос на ИТ-специалистов превышает предложение, а ИТ-бюджеты растут.
По его словам, для того чтобы добиться успеха, компании должны принять новые модели ведения бизнеса, такие, например, как предоставление программ как сервиса. Не менее важную роль играют и инновации. Компании, разрабатывающие программное обеспечение, должны искать «белые пятна», предлагая решения, спрос на которые пока не удовлетворен. Лейн отметил, что очень часто сотрудникам предприятий приходится вручную решать задачи, которые вполне могут быть автоматизированы.
Новые модели ведения бизнеса должны устранять препятствия к появлению новых компаний на рынке и даже предусматривать поддержку создания бесплатного программного обеспечения в расчете на то, что впоследствии оно принесет доход.
Лейн провозгласил семь «законов», которые должны соблюдать компании, планирующие работать на рынке корпоративного программного обеспечения. Решения, выпускаемые этими производителями, должны обладать следующими качествами.
- Обслуживать индивидуальные потребности.
- Органично адаптироваться.
- Предоставлять контекстно-зависимую, персонифицированную информацию.
- Не требовать ввода данных или обучения.
- Давать немедленную отдачу или сразу же приносить определенную пользу.
- Создаваться с учетом взаимоотношений в обществе и социальных связей, позволяющих компаниям лучше представить своего пользователя.
- Предъявлять минимальные требования к ИТ-ресурсам.
По мнению Лейна, своим успехом такие технологии, как WebEx и Skype, обязаны точному соответствию этим требованиям.
Предприятию необходимо предоставлять возможности Web-поддержки, которые сейчас считаются стимулом для потребителей. Корпоративное программное обеспечение для индивидуального использования было создано в 90-х годах. Теперь оно должно быть направлено на поддержку совместной работы с помощью таких технологий, как wiki.
Лейн процитировал концепцию «Шести Паутин», изложенную Биллом Джоем: ближайшая Паутина на рабочем столе; Паутина для развлечений; Паутина для таких устройств, как КПК; встроенная Паутина, которую поддерживают бытовые устройства и механизмы, например, автомобили; Паутина между устройствами; Паутина между компаниями. Это позволит предложить на предприятии возможности, стимулирующие использование Web.
Лей уверен, что так называемые технологии Web 2.0, сейчас применяемые в персональных приложениях wiki, будут предложены в корпоративных решениях. «Я думаю, что технологии Web 2.0 действительно станут прибыльными, когда они будут использоваться в корпоративном контексте», — отметил он.
Даже если пользователи не будут платить за wiki, то это сделают предприятия, если посчитают такие решения для себя выгодными.
Лейн отметил тенденцию к появлению компаний типа MySQL, выпускающих свободно распространяемое программное обеспечения и придерживающихся сервисной модели. Однако, по его словам, эти компании никак не влияют на модели ведения бизнеса, которыми руководствуются производители известных СУБД, такие как Oracle, Microsoft и IBM. Эти крупные корпорации по-прежнему тратят миллиарды долларов на исследования и разработку.