На первом съезде Inter?net-бизнесменов решили учредить собственную ассоциацию
«Превед, учаснеги!» — обратился к посетителям конференции «Интернет и бизнес» (КИБ) генеральный директор компании «Яндекс» Аркадий Волож. Эта конференция впервые прошла в Подмосковье в конце апреля, и сетевой сленг, использованный руководителем одной из крупнейших отечественных Internet-компаний в своей речи, лишний раз подчеркнул, что в экономике высоких технологий сформировалась особая сфера, которая заслуживает серьезного внимания.
Число участников конференции значительно превысило ожидания организаторов |
Организаторами КИБа выступили «Афиша», «Бегун», «Демос», РБК, «РТКомм.РУ», «Яндекс», Headhunter, Mail.ru и Ozon. Мероприятие вызвало огромный интерес со стороны тех, кто профессионально связан с Internet, и вместо предполагаемых 500-600 участников число приехавших на конференцию приблизилось к полутора тысячам.
Нельзя сказать, что Internet-деятелям негде было встречаться раньше. За месяц до КИБа прошел уже десятый по счету «Российский Интернет-форум». Но в отличие от РИФа, который «нес общественную нагрузку», КИБ — это место, «где о бизнесе можно разговаривать не стесняясь». Нынешние организаторы КИБа в прошлом году входили в число организаторов РИФа, но теперь решили провести собственную конференцию.
«Наш Internet прошел стадию детства и даже юношества, и эта конференция — доказательство того, что он вступил в стадию зрелости», — заявил генеральный директор компании «Демос» Виктор Зубков. А генеральный директор Internet-магазина Ozon Бернар Люке заметил, что несколько лет назад речь шла об инвестициях в Internet, а теперь настало время говорить о бизнесе.
В совместном докладе, который организаторы представили на открытии конференции, были озвучены цифры, характеризующие российский сегмент Сети. Ее суточная аудитория в рабочий день достигла 5 млн. человек, недельная — 10 млн., а месячная — 22 млн. Цифра, полученная счетчиками на сайтах, приблизительно соответствует данным, которые получают социологи в ходе опросов.
И без того значительные темпы роста Сети, составлявшие 20-30% в год, начали ускоряться и весной этого года составили 30-40%. По прогнозам, аудитория сети к 2010 году составит 83 млн. человек. Рост числа пользователей подкрепляется увеличением количества доступных ресурсов — в начале 2006 года насчитывалось более 500 тыс. доменов, в то время как год назад речь шла о 300 тыс.
В прошлом году российские поисковые машины отвечали на 20 млн. запросов в сутки, в пиковые часы рабочего дня совокупная нагрузка на них составляла 360 запросов в секунду. В индексах «Рамблера» и «Яндекса» содержался 1 млрд. документов. Теперь их количество выросло до 1,9 млрд., а пиковая нагрузка на поисковые системы достигла 480 запросов в секунду.
Наибольшие споры на конференции вызвали оценки объема рынка Internet-рекламы. В конечном итоге за основу было решено взять данные Ассоциации коммуникационных агентств России, согласно которым объем медийной сетевой рекламы в 2005 году достиг 50 млн. долл., то есть около 1% рекламного рынка России. К названной цифре следует прибавить еще 40 млн. долл., которые, по данным «Яндекса», приходятся на контекстную рекламу. Для сравнения, в 2004 году объем медийной рекламы составил 35 млн. долл., а контекстной — 15 млн. долл., то есть почти вдвое меньше, чем теперь. По прогнозам АКАР, в текущем году рынок медийной рекламы достигнет 85 млн. долл., а контекстной — 55 млн. долл.
Объем электронной коммерции также продолжает расти завидными темпами. По озвученным ранее данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, объем электронной коммерции в России в 2005 году достиг 4,5 млрд. долл., увеличившись с 3,2 млрд. долл. в предыдущем году.
Рост бизнеса в российском сегменте Internet не может не привлекать зарубежных игроков. Так, в начале текущего года крупнейшая мировая поисковая система Google открыла в России представительство. В этом же году к русскоязычному интерфейсу Google, который появился пять лет назад, добавилась поддержка морфологии русского языка. Кроме того, совсем недавно в Google объявили о планах открыть в Москве собственный центр исследований и разработок. А за пару дней до КИБа о начале работы в России подразделения MSN объявила Microsoft.
На конференции представители Google и MSN не присутствовали, однако озабоченность ключевых игроков Рунета в связи с их приходом в Россию скрыть было сложно.
«В различных странах, в том числе и в России, мы находим ведущие порталы, предоставляющие контент и услуги, которые будут сочетаться с нашими сервисами, и вступаем с ними в альянсы», — заявил по этому поводу вице-президент по продуктовому маркетингу компании ICQ Ронен Арад.
Главным итогом КИБа стало намерение его устроителей основать профессиональную ассоциацию, которая будет защищать интересы Internet-бизнеса: формировать единую позицию по ключевым вопросам, взаимодействовать с государственными и общественными организациями, проводить мероприятия. Официальный анонс об учреждении ассоциации будет сделан в начале осени.