Телеком — от связи к коммуникациям
Телекоммуникационные операторы в основном зарабатывают деньги на предоставлении базовых услуг, таких как голосовая связь и доступ к Internet. Однако каждый оператор может предоставлять также дополнительные услуги. Судьба этих сервисов (Value Added Services, VAS) обсуждалась на третьей международной конференции «Интеллектуальные услуги в телефонных сетях. Рынок VAS. Технологии и бизнес».
Страдания по ARPU
Очень часто VAS представляют как способ увеличения дохода оператора на одного абонента (ARPU), который, по заверениям аналитиков, в течение последних пяти лет у мобильных операторов постоянно падает. Правда, за это время все операторы уже внедрили некий набор дополнительных сервисов, однако на уровне ARPU это сказалось мало. Дело в том, что операторам приходится делить доходы от этого бизнеса с поставщиками информации для сервисов. Например, такие услуги, как реклама на мобильном телефоне, по определению не входят в ARPU, поскольку доход получается не от абонента.
В то же время падение общего ARPU у операторов связано, скорее всего, с приходом новых абонентов, которые не умеют пользоваться и традиционными сервисами. Доход от них небольшой, а своей массой они тянут вниз средний показатель ARPU.
В то же время, по некоторым оценкам, ARPU постоянно платящих клиентов все-таки растет. Так что, вполне возможно, причиной его падения является экстенсивный путь развития операторов, который направлен на завоевание новых пользователей, в то время как повышением доходности лояльных абонентов целенаправленно не занимаются.
На ARPU сказываются такие методы экстенсивного развития, как ценовые войны, поскольку снижение стоимости услуг приводит также и к его уменьшению. Однако снижение цен на услуги приводит и к росту абонентской базы, следовательно, оборот компании может при этом увеличиваться. На общем его уровне сказывается также и методика подсчета абонентов, принятая в России, — по SIM-картам. К сожалению, не все проданные карты используются, значит, есть определенная доля «мертвых душ», не приносящая ни дохода, ни убытков оператору. Понятно, что они также тянут ARPU вниз.
Готовность VAS
Так или иначе рынок дополнительных сервисов в России формируется, поскольку операторы ищут новые способы получения денег от абонентской базы. Так, аналитик IKS Consulting Константин Анкилов считает, что рынок мобильных сервисов вполне созрел. Он оценил суммарный объем VAS-услуг в мобильной связи России в 1,43 млрд. долл., что на 46% больше, чем в прошлом году. При этом 50% рынка обеспечивает передача SMS, 22% — информационные сервисы, 18% — подключение к Internet и 10% — базовые сервисы оператора, такие как голосовая почта или АОН. При этом ARPU дополнительных услуг за 2005 год уменьшился на 30%, а общий ARPU мобильной связи уже два года ниже аналогичного показателя для фиксированной телефонии.
Дополнительные услуги принесли фиксированной телефонии в 2005 году 275 млн. долл., и за год оборот вырос всего на 15%. Впрочем, рынок услуг фиксированной связи также растет медленно — 20% в год. Растет и ARPU, правда, исключительно за счет повышения тарифов. Доля же доходов от дополнительных сервисов в фиксированной телефонии составляет 4%. В последние эксперты IKS-Consalting почему-то не включили доступ к Internet, рынок которого, возможно, уравнял бы объемы мобильного и фиксированных рынков VAS. Из того же, что осталось, около 50% составляют предоплаченные сервисы, такие как IP-телефония.
Мобильная связь уже перестает быть просто связью, постепенно превращаясь в средство массовых коммуникаций, где господствуют другие модели получения доходов. Сейчас у мобильных операторов клиентов больше, чем зрителей у телевизионных каналов. Это позволяет строить бизнес-модели по продаже внимания абонентов, то есть по рекламной модели. Однако операторы в основном ничего не знают об интересах и пристрастиях своих абонентов, а именно эта информация нужна для целенаправленной рекламы. Вполне возможно, что в скором времени мобильная связь вообще станет бесплатной для абонента, как это случилось с телевидением, а расплачиваться клиентам придется чтением рекламных SMS-сообщений или прослушиванием рекламных роликов перед установлением телефонного соединения.