«Открытые системы»
«Академия АйТи» поделилась своими идеями по совершенствованию системы непрерывной профессиональной подготовки ИТ-специалистов
После окончания вуза, по мнению Игоря Морозова, ректора «Академии АйТи», практически любого специалиста приходится дополнительно обучать в течение полугода, ибо институты по-прежнему ориентированы на подготовку «теоретиков», хотя более 90% их выпускников идут работать в индустрию. В России отсутствует система комплексной подготовки квалифицированных кадров, которая бы интегрировала школьное, среднее профессиональное, высшее и дополнительное профессиональное образование (ДПО).
Игорь Морозов: «Система дополнительного образования должна заниматься не только подготовкой по конкретным тематикам и ИТ-продуктам, но и интегрироваться в единую систему непрерывного обучения» |
Если за рубежом, по наблюдениям Морозова, рынок образования является кусочно-непрерывным — в нем отсутствуют автономные «островки» корпоративного и академического обучения и существует взаимная кооперация и специализация учебных заведений, то у нас картина иная.
Все субъекты системы образования работают независимо, отсутствуют связи между вузами, центрами дополнительного образования (которых сегодня насчитывается уже более 1,5 тыс.), и т. д.
Общеобразовательные школы выпускают сейчас 22 млн. человек в год, средние профессиональные учреждения — 1,8 млн., высшая школа — 3,5 млн., учреждения системы ДПО — 2,3 млн., из которых 1,47 млн. нуждаются в повышении квалификации, а остальные — в профессиональной переподготовке.
По разным оценкам, национальной экономике сейчас ежегодно требуется повышение квалификации и профессиональная переподготовка для 5-6 млн. человек, однако вузы по старинке делают акцент на выпуске специалистов широкого профиля, умеющих делать «все понемногу», практически отсутствует система средней специальной подготовки кадров для ИТ-индустрии.
Как следствие, в сфере ИТ активно развиваются системы ДПО и корпоративного обучения, однако коммерческие образовательные учреждения в их современном виде не справятся с этой задачей — требуется интегрировать эту форму обучения в систему непрерывного образования специалистов в течение всей их профессиональной деятельности.
При достаточно большом количестве выпускаемых специалистов, вполне способном удовлетворить требования растущей экономики, развитию ИТ-образования мешает ряд факторов. Как полагают в «Академии АйТи», это нехватка квалифицированных преподавателей, отставание образовательных стандартов от современных требований и обособленность отечественной методологической деятельности от общемировой. Одни учат, другие переучивают.
Проблема в том, что университеты не знают, как учить, например, новым методам моделирования программных систем (Agile-Методы, UML и т. п.), и с некоторой враждебностью относятся к инструментальным средам, продолжая учить студентов кодированию без какого-либо моделирования и проектирования. Ряд университетских профессоров никогда не участвовали в промышленных проектах разработки программных продуктов, поэтому продолжают учить просто программированию, а не работе в отрасли программной инженерии.
Незрелость отечественного рынка образовательных услуг выражается и в нежелании учебных центров кооперироваться друг с другом, возможно, из-за боязни потерять свой кусок пирога, хотя потенциал этого рынка Морозов оценивает в 500 млн. долл., из которых сегодня «осваивается» лишь 100 млн.
Одна из причин этого — изменение структуры потребления услуг обучения. Клиентам уже не требуется лишь получение навыков работы с продуктами конкретного производителя, как это было три-четыре года назад, — интерес представляют интегральные курсы и программы, включающие бизнес-образование, навыки проектирования сложных программных систем и управления ИТ-проектами.
Прошли времена программистов-администраторов. Кстати, как отмечают в «Академии АйТи», потребность в интеграции хорошо ощущается при работе с государственными предприятиями: принятый относительно недавно закон № 79-ФЗ о государственной гражданской службе увязывает требования к должностям с уровнем профессиональной подготовки государственных служащих всех категорий и стимулирует чиновников к системности в получении образования.
Решение задачи интеграции ДПО в общенациональную систему обучения требует, в частности, по мнению Морозова, создания Ассоциации ИТ-образования и изменения стиля работы всех учебных центров, занятых в этой сфере. Для «Академии АйТи» это означает, по словам Александры Логиновой, директора по маркетингу, изменение позиционирования и инструментов работы с клиентами, а также смену имиджа.
С 10 апреля все представительства компании (а их 21) будут работать не только по новым программам, но и с новым логотипом, символизирующим «динамичное движение, сочетание лучших академических традиций и технологических инноваций».