«Открытые системы»
IBM видит перспективу для своей Linux-стратегии в странах с формирующимися рынками
Выпускник МФТИ доктор наук Алексей Широких уже в течение ряда лет занимается ИТ-консалтингом в американских компаниях и в настоящее время отвечает за разработку стратегии корпорации IBM по продвижению ОС Linux на развивающихся рынках. Широких принял участие в недавней конференции IBM Innovation Conference 2006 в Москве, где с ним встретилась редактор журнала «Открытые системы» Наталья Дубова.
Каковы основные направления стратегии IBM по продвижению Linux, как эта стратегия эволюционировала за последние два года?
Стратегия IBM по продвижению Linux во всемирном масштабе охватывает три основных направления — аппаратные платформы, программное обеспечение и сервисы — и нацелена не просто на поддержку Linux в определенных продуктах корпорации, а на обеспечение решений на платформе Linux. Заинтересованность IBM в этой операционной системе иллюстрируют цифры: в течение девяти кварталов бизнес, связанный с Linux, неуклонно растет, объем прибыли IBM от решений на базе Linux увеличился за последний год на 35%. В 2004 году IBM расширила свои инвестиции в развитие Linux-решений на страны с быстро развивающимися рынками, включая Россию, Китай, Индию и Бразилию. Помимо Linux мы стали говорить о стратегии в области Open Source, поскольку считаем, что сейчас Linux представляет интерес не просто как операционная система, но как основа для различных решений. Стратегия IBM по поддержке и развитию открытого кода сейчас находится в процессе становления.
Алексей Широких: «В России IBM стремится не просто к увеличению числа партнеров по Linux, но прежде всего к их качественному росту» |
Два года назад корпорация инвестировала в центры экспертизы Linux по всему миру, и успех их деятельности доказал обоснованность этих вложений. В 2006 году стратегия IBM по продвижению Linux несколько изменилась. В условиях, когда эта операционная система уже получила признание рынка, было бы неправильно сосредоточивать ответственность за Linux только в таких центрах. Было принято решение распределить задачи продаж и поддержки продуктов на базе Linux по всем 16 брэндам IBM. Центры Linux остаются тем местом, где квалифицированные специалисты могут показать клиенту, как с помощью того или иного решения на базе Linux достичь поставленных целей.
Есть ли какие-либо особенности реализации этой стратегии в вашем регионе?
Эта стратегия глобальна. Но ее осуществление зависит не только от специфики конкретной страны, уровня ее экономического, культурного и политического развития, но и от особенностей определенного сегмента рынка. Есть несколько ключевых задач, которые мы стараемся решать. Во-первых, Linux с позиций развивающейся технологии переходит в статус платформы, которой можно доверять. И мы демонстрируем заказчикам, что наши продукты на этой платформе способны обеспечить им реальные преимущества. У нас есть и прикладные решения для определенных областей, например, розничной торговли, но они не всегда оказываются эффективными в применении и оптимальными в смысле цены для заказчиков на развивающихся рынках. Поэтому ключевой областью нашей стратегии в этом регионе я считаю развитие отношений с независимыми разработчиками.
Во-вторых, система бизнеса IBM во всем мире построена на отношениях с бизнес-партнерами, и нам необходимо формировать цепочку взаимосвязей от компании-разработчика к IBM и затем к бизнес-партнеру и клиенту. И если в CША или в Европе эти отношения давно отлажены, в развивающихся странах могут возникать определенные проблемы, которым необходимо уделять серьезное внимание.
Высокие темпы роста накладывают серьезные обязательства на группы по продвижению Linux. В России вся работа IBM сосредоточена в Москве, и поэтому развитие отношений с бизнес-партнерами приобретает особое значение. При этом мы должны уделять больше времени разработчикам, активнее помогать им продвигать свои решения.
Какие области корпоративных приложений наиболее активно развиваются на Linux?
Сегодня одна из горячих областей — SAP на Linux, причем не перенос, а оптимизация систем SAP на этой платформе. Так, задача оптимизации работы приложений SAP на базе Linux на Intel-серверах IBM eServer xSeries становится очень интересным предложением для среднего бизнеса. Хорошо развиваются программные решения IBM на базе Linux для финансовых рынков. Конечно, можно перенести на Linux все, вопрос только в том, надо ли это клиенту. Если в банке финансовое приложение прекрасно работает на мэйнфрейме на базе z/OS, то не стоит навязывать перенос этой системы на Linux.
Одно из действительно востребованных направлений — консолидация серверов на платформе Linux. На многих предприятиях накопился парк систем под управлением разных ОС, которым становится очень трудно управлять и сложно оптимально распределить нагрузку. Часто оказывается, что с точки зрения совокупной стоимости владения гораздо выгоднее консолидировать приложения с 20 серверов на одном мэйнфрейме под управлением Linux.
А какие клиенты, какие отрасли наиболее восприимчивы к Linux?
Мы проанализировали, какие ключевые отрасли могут представлять интерес для IBM и одновременно важны самой стране как быстро развивающиеся сегменты, и обнаружили, что во всех четырех странах общий стратегически важный клиент решений на базе Linux — это госструктуры. Далее, в разных странах мы нашли различные области приложения наших усилий, связанные с развитием экономической ситуации в этой стране. Скажем, в России это нефтегазовая отрасль, в Индии и Китае — телекоммуникационная.
Правительство наиболее открыто к использованию Linux не только по причине сокращения лицензионных затрат, но, главным образом, из соображений безопасности инфраструктуры, в которой ключевую роль играет безопасность ОС. Поэтому мы работаем с нашими стратегическими партнерами Red Hat и Novell по сертификации безопасности наших аппаратных платформ с Linux. Компании финансового сектора вместе с академическим сообществом были первопроходцами в реализации систем высокопроизводительных, распределенных расчетов на базе Linux. Представителей остальных отраслей, например операторов связи, интересуют готовые решения, настроенные на конкретную задачу, желательно не очень дорогие и основанные на открытой архитектуре, чтобы в перспективе их можно было расширять и интегрировать с другими системами.
Какие программы для бизнес-партнеров предлагает IBM для продвижения решений на базе Linux?
У нас есть, например, программа Linux for Leaders, участие в которой дает бизнес-партнерам IBM существенные преимущества не только с нашей стороны, но и от наших ключевых партнеров Red Hat и Novell. Однако при этом участники программы должны удовлетворять достаточно жестким требованиям, предъявляемым к качеству предоставления услуг по технологиям на Linux. Реализация программы Linux for Leaders, ее адаптация к специфике разных стран — одно из важнейших направлений работы в регионе. Что получают участники этой программы? Например, у некоторых бизнес-партнеров не существует отдела маркетинга. Поэтому IBM в рамках Linux for Leaders помогает бизнес-партнерам позиционировать их решения на рынке. Кроме того, им предоставляется доступ к поддержке компаний Red Hat и Novell. Предлагается также программа мультиплатформенной миграции, в рамках которой независимые разработчики получают возможность переводить свои системы на базе Linux на более мощные серверные платформы, например с серверов Intel-архитектуры на Unix-серверы pSeries.
Каковы объемы инвестиций IBM в продвижение решений на базе Linux в странах с развивающимися рынками?
В связи с миграцией поддержки Linux в различные брэнды IBM, сейчас оценить этот объем сложно. Если раньше вложения централизованно распределялись из головного офиса компании в развивающиеся страны, то сейчас в IBM решили, что за эти инвестиции должны отвечать местные команды, которые занимаются продвижением определенных брэндов. Такая модель создает ситуацию, когда инициативы центров Linux поддерживаются на уровне страны или региона, где они находятся. В результате возникает большая заинтересованность местного руководства в поддержке инфраструктуры развития Linux — если они начинают тратить на Linux, им нужно активнее продавать приложения на базе Linux и аппаратные платформы под управлением ОС Linux.
Сейчас многие представители ИТ-рынка ведут очень активную политику в отношении систем с открытым кодом. Какие возможности видит здесь для себя IBM?
Есть разные возможности для коммерческой компании проявить свою заинтересованность в открытом коде. Можно покупать компании и интегрировать их технологии в собственные решения и можно открывать свои коды. Стратегия приобретения компаний-производителей систем с открытым кодом с точки зрения IBM представляет интерес, потому что мы покупаем не только сам продукт и его разработчиков, расширяя свой портфель, но и клиентскую базу. Другой путь — открывать свои продукты. Но открыть все было бы неразумно, потому что есть ключевые аспекты, которые корпорация никогда не сможет сделать общедоступными. Кроме того, если код системы IBM открывается и его начинают изменять, то пользователь, у которого возникнут претензии к такому модифицированному продукту, будет все равно предъявлять их IBM.
Поэтому IBM придерживается следующего подхода в отношении продуктов с открытым кодом: мы покупаем компанию, если не можем с ней конкурировать, и смотрим, как на базе наших ключевых систем создавать варианты с открытым кодом. Для чего это нужно? Предположим, у вас небольшая компания и у вас нет средств для покупки WebSphere Enterprise Edition. Вы разрабатываете собственное решение на базе открытых технологий типа Apache, MySQL. Но по мере роста компании такое решение устраивает вас все меньше и создает все больше проблем. Для таких компаний мы не открываем код, но предлагаем доступ к облегченным вариантам своих систем, так называемым Community Edition, например, для WebSphere, DB2. Эти продукты можно свободно загружать и использовать, не получая, однако, никакой технической поддержки. Маленькие предприятия, не вполне уверенные, что завтра у них будут клиенты, скорее установят у себя такие системы, чем решатся на инвестиции в более серьезные продукты. Но по мере их роста и укрепления бизнеса они найдут возможность сделать определенные вложения в поддержку таких систем, а затем, благодаря тому, что эти решения базируются на открытых стандартах, предприятия смогут без труда перевести бизнес-логику своих приложений на корпоративные редакции наших платформ. Таким образом, мы рассматриваем открытый код как начальную стадию для развития инфраструктур наших потенциальных клиентов.