IBM объявила о новой стратегии в области инноваций, основанной, в частности, на результатах глобального опроса руководителей крупных компаний
«Инновации» — одно из явлений, способных изменить бизнес до неузнаваемости. Именно таково будет его действие на бизнес, который захочет выжить и преуспеть в современных условиях. По крайней мере, так считают участники IBM Global CEO Study 2006 — крупнейшего из когда-либо проводившихся исследований на базе интервью с высшими руководителями мировых компаний. В ходе исследования был проведен опрос 765 директоров крупных компаний со всего мира из 20 различных индустрий. Результаты оказались достаточно показательными.
Кирилл Корнильев: «Если весь мир занимается не автоматизацией, а перестройкой бизнеса, то нам надо соответствовать» |
Почти 65% руководителей заявили, что конкуренция и рыночная ситуация заставляют их в течение ближайших двух лет планировать проведение радикальных изменений в бизнесе. Ряд глобальных факторов усиливает давление на рынке: прибыльность продуктов и услуг сокращается вследствие растущей конкуренции, что можно увидеть на примере авиакомпаний или же производителей мобильных телефонов. Доступ к информации через Internet сказывается на лояльности клиентов к поставщику — примерно пятая часть из них, ознакомившись с этой информацией, меняет предпочтения. Непредсказуемые факторы воздействия, например цены на энергоносители, также могут оказать серьезное давление на компании.
Решение вышеописанных проблем 40% опрошенных директоров видят в том, чтобы их компании стали новаторами в области продуктов, услуг или создания рынков, 30% — в области организационной структуры и процессов, 30% — в области бизнес-модели. Но более 80% руководителей отметили, что изменения, проводившиеся в их компаниях в прошлом, были не слишком успешными. Столько же опрошенных считают очень важной интеграцию бизнеса и технологий, но лишь половина предпринимает какие-то шаги в этом направлении.
При этом только 14% опрошенных указали на внутренние отделы исследований и разработок как на источники новых идей. 41% надеются на «обычных» сотрудников, 38% — на бизнес-партнеров, 36% — на клиентов компании. Из этого видно, что генерация идей явно перестает быть прерогативой специализированных структур, они рождаются в неком общем информационном поле. По данным исследования IBM, лидеры по финансовым показателям используют внешние источники идей на 30% больше, чем отстающие компании.
Эта тенденция сопровождается ростом вычислительных мощностей по закону Мура и стремительным удешевлением систем хранения данных. Почти шестая часть населения Земли имеет сейчас доступ в Internet, это в 40 раз больше, чем десять лет назад. Более 70% всех мощнейших суперкомпьютеров мира были установлены в 2005 году, их производительность все растет, а цена машинного времени снижается. Количество сообщений электронной почты увеличилось с 2000-го по 2005 год в 26 раз. Таким образом, все большее количество людей имеет возможность доступа ко все большим вычислительным мощностям и окружено все большими объемами информации. Количество переходит в качество, идеи кристаллизуются, и эксперты исследовательских отделов корпораций уже не могут замкнуть этот процесс на себя. В результате, например, Procter & Gamble рассчитывает получить к 2010 году половину идей относительно новых продуктов из-за пределов компании.
Развитию инноваций способствует такой фактор, как совместная работа, и такие его технические предпосылки, как блоги и wiki, а также системы мгновенной передачи сообщений, количество которых уже сейчас превышает количество электронных писем. Эпоха инноваций требует подготовленных людей, и 75% руководителей считают образование сотрудников критически важным фактором, более важным, чем технологии или глобализация. Что касается глобализации, то по экспертным оценкам, к 2010 году, например, 90% докторов физических наук и инженеров будут выходцами из Азии. Важнейшим инфраструктурным трендом является переход на сервис-ориентированную архитектуру (Service-Oriented Architecture, SOA), предполагается, что к 2008 году 80% разработок будут основаны на ней.
Как заявил генеральный директор IBM Восточная Европа/Азия Кирилл Корнильев, «если весь мир занимается не автоматизацией, а перестройкой бизнеса, то нам надо соответствовать». В IBM считают, что инновации — это социальный, а не технологический феномен. Сочетая этот тезис с тезисом о снижении важности роли внутренних исследовательских центров, IBM делает акцент на изучении мнения внешних экспертов. Одним из мероприятий в рамках этой стратегии и является IBM Global CEO Study, проведенный уже второй раз (первый состоялся в 2004 году), другим — Global Innovation Outlook 2.0, глобальная инициатива, направленная на анализ перспективного использования человечеством инноваций в области будущего организаций, транспорта и мобильности, защиты окружающей среды.