В прошлом году компания боролась с неэф?фективностью своей прежней структуры?
Компания Columbus IT, ранее известная как Columbus IT Partner, подвела итоги 2005 года. Он начался с прихода в датскую штаб-квартиру Columbus новой управленческой команды во главе с Владиславом Мартыновым, занимавшим до этого пост директора по работе с независимыми разработчиками программного обеспечения в американской штаб-квартире Microsoft, а еще раньше возглавлявшим российский филиал Columbus.
Как отметил Мартынов, новая команда, придя в штаб-квартиру, увидела «отсутствие базовых централизованных корпоративных функций, которые должны быть у такой корпорации, как Columbus, а также большое количество дублирующихся затрат и инвестиций, которые делались недостаточно эффективно и под слабым контролем». Кроме того, по его словам, партнерская модель, которая была основой расширения компании в прошлые годы, на сегодняшний день изжила себя.
Владислав Мартынов: «Мы увидели, что партнерская модель стала сдерживающим фактором и одним из источников неэффективности нашего бизнеса» |
Ранее компания находила менеджерские команды в разных странах и делала их миноритарными акционерами локальных офисов, которые работали под общим брэндом. Наряду с положительным эффектом в виде большого географического охвата и высокой скорости развития такой путь принес и головную боль — компания превратилась в сеть плохо управляемых «самостийных княжеств», которые не могли наладить взаимодействие при работе над внедрением у глобального клиента или инвестировали свои средства в одинаковые разработки.
Новое руководство первым делом выкупило доли у миноритариев и таким образом консолидировало международные активы в одной компании. Такие функции, как глобальный маркетинг, управление персоналом, разработка, были выделены и перенесены в Россию.
Итогом реструктуризации стал значительный рост капитализации и прибыли компании. За счет роста стоимости акции с 6 до 11 датских крон (акции Columbus котируются на фондовой бирже Копенгагена) капитализация выросла до 745,7 млн. датских крон (около 120 млн. долл.). Прибыль компании выросла более чем на 70% и составила 24 млн. датских крон (около 3,8 млн. долл.). Размер выручки достиг 650 млн. датских крон (около 104,8 млн. долл.), увеличившись на 12%.
Впервые были опубликованы абсолютные цифры, характеризующие деятельность российского подразделения, где вместе с выкупом доли у прежних совладельцев Columbus сменилось и руководство. В 2005 году оборот вырос примерно на 15% и достиг 11,8 млн. долл. — это 15% от общего. Компания Columbus IT Russia является ведущим партнером Microsoft Business Solutions по продажам на территории России и стран СНГ. Мартынов отметил, что Россия остается одним из наиболее привлекательных рынков наряду с Данией и США.
За год Columbus IT Russia завершила 30 проектов (общая клиентская база в России выросла до 230 компаний) и увеличила численность местного персонала на четверть — до 227 человек (по всему миру у Columbus IT около 900 сотрудников).
В прошедшем году Columbus открыла центр разработок на территории России. В нем сосредоточена деятельность, которая раньше велась национальными подразделениями независимо друг от друга. (Компания называет его офшорным, хотя новый центр призван в первую очередь удовлетворять собственные потребности Columbus и расположен в стране, находящейся на весьма заметном месте по доле в оборотах группы.) Проработав чуть более полугода, центр успел поучаствовать более чем в 20 проектах, которые вели представительства Columbus в разных странах мира.
Стратегия компании, частью которой было создание центра, включает в себя формирование глобального подразделения по разработке решений, в него войдут в том числе сотрудники приобретенных в конце года голландской To-Increase, австрийской NaviDat и американской NaviSoft.
Из региональных офисов в России наиболее доходным оказался открытый в 2003 году санкт-петербургский. Его обороты в 2005 году выросли в два с половиной раза, а доля в бизнесе Columbus IT Russia увеличилась почти втрое — с 6 до 16%. «Не менее успешно», как было заявлено, работало и недавно образованное подразделение компании в Казахстане, занявшее половину рынка продуктов MBS.
В прошлом году также был открыт офис в Новосибирске и «началось развитие бизнеса на Украине». Но, как признаются в компании, региональное развитие дается им нелегко. Главная проблема заключается в кадрах — специалистов нужного качества на местных рынках труда найти сложно, поэтому руководители проектов и ведущие консультанты приезжают из Москвы. Местный персонал на первых порах работает на позициях стажеров и младших консультантов.
Это затрудняет конкуренцию с региональными компаниями. Более того, в работе отдаленных офисов всегда присутствуют центробежные тенденции, вплоть до того, что менеджеры могут уйти и организовать собственную компанию. И, разумеется, существуют еще и «страновые риски», как, например, сейчас на Украине.
Стратегия 2006 года будет прежде всего нацелена не на ускоренный рост оборотов, а на повышение эффективности — сокращение сроков внедрения и минимизацию проектных рисков. Помимо новых практик в традиционных для Columbus продуктах MBS, компания планирует продолжить развитие начатой в 2005 году практики Business Intelligence на базе продуктов компании Cognos, а также заняться новым для себя делом — интеграцией приложений.