«Директор информационной службы»
Типовые решения по автоматизации бизнеса для малых и средних предприятий
Не секрет, что состояние каждого отраслевого сектора ИТ-рынка очень сильно зависит от его возраста. Если отрасль существует уже давно, то соответствующий сектор ИТ-бизнеса наверняка устоялся и, как правило, на нем существуют вполне адекватные ИТ-решения. Когда же появляется активность в каком-то новом отраслевом сегменте, у предприятий, работающих в нем, сразу возникают сложности, связанные с отсутствием необходимого программного обеспечения, поддерживающего их профильный бизнес, а также непониманием их требований со стороны ИТ-поставщиков. Должно пройти определенное время, прежде чем предприятия смогут донести до разработчиков свои потребности, будут созданы удовлетворяющие решения и достигнуто взаимопонимание между участниками рынка.
Яркий пример — активность банковского рынка в начале 90-х годов, когда многие банки пытались выбрать себе решения из имевшихся тогда на рынке, начинали проекты по их внедрению, но лишь единицы их успешно завершили. К концу 90-х этот сектор уже был плотно охвачен поставщиками.
Назревшие проблемы
Независимо от отрасли, в которой работают предприятия, они активно автоматизируют свою деятельность — в этом сходятся все участники ИТ-рынка. Это объясняется назревшими проблемами в бизнесе предприятий, которые они рассчитывают решить, в числе прочего используя ИТ. В конце концов, практически любая компания вынуждена научиться грамотно планировать свою деятельность, оптимизировать затраты и выстраивать отношения с партнерами. Отдельной важной задачей автоматизации является организация электронного документооборота.
«Предприятию нужен контроль производственного цикла — закупок материалов для исполнения заказа, выпуска деталей, списания материалов в производство, движения заказа в целом», — говорит Борис Ламонин, заместитель генерального директора по ИТ Торжокского вагоностроительного завода.
«Сколько-нибудь серьезный торговый бизнес не сможет работать без автоматизации. Не случайно многие новые магазины открываются, уже будучи оснащенными современными ИТ-средствами», — уверен Олег Вайнберг, ИТ-директор компании «Компьютер Центр КЕЙ».
В качестве наиболее важного для его предприятия функционала он выделяет управление складом и ассортиментом. Кроме того, отмечает Вайнберг, предприятиям того же профиля желательно взять на вооружение OLAP-отчетность, работающую в качестве надстройки над транзакционной системой.
«В отрасли есть деньги и есть потребность в автоматизации процессов и регламентации управления. Насколько адекватно эта потребность реализуется на практике, сказать трудно», — считает Павел Пестряков, технический директор компании «Инком-Недвижимость».
По его словам, в данный момент в отрасли недвижимости осуществляется много работ не столько технологического, сколько исследовательского характера. Базовые учетные операции давно автоматизированы, и сейчас важно найти решение именно управленческих задач. Из наиболее востребованного отраслью функционала можно выделить управление инвестиционными проектами, проектирование объектов, риелторские услуги и управление недвижимостью.
Цена или качество?
Далеко не всегда функционал типовых решений устраивает предприятия. Чего же в первую очередь не хватает?
«У решений, адресованных средним предприятиям в области производства, очень слаба производственная часть, — считает Ламонин. — Это касается и отечественных, и зарубежных систем. У всех продуктов не хватает функционала, необходимого любому заводу. Приходится его дорабатывать самостоятельно».
Функции финансового и бухгалтерского учета промышленным предприятиям уже не очень интересны — для многих из них это пройденный этап. Между тем производственный модуль зачастую приходится создавать практически с нуля.
В области торговли существующие решения можно разделить на две категории. Первая — относительно недорогие решения (например, на платформе «1С: Предприятие»), хорошо приспособленные к торговому бизнесу, но имеющие существенный недостаток: когда номенклатура организации составляет 15-20 тыс. наименований и объем продаж велик, система может не обеспечить приемлемое время обработки такого количества транзакций с одновременной поддержкой части аналитических функций. Таким образом, компания становится перед серьезным выбором — либо лишиться аналитики, либо смириться с проблемой недостаточной производительности системы. Тем не менее такие решения неплохо приспособлены к бизнесу и весьма гибки.
Другая категория — более дорогие решения, построенные на основе западных продуктов, в первую очередь SAP и Microsoft Business Solutions. Эти решения зачастую требуют доработок. С задачами розничной торговли неплохо справляются решения SAP — недаром многие крупные сети гипермаркетов успешно их используют, признает Вайнберг. «Тем не менее бизнес большинства торговых компаний постоянно меняется. В этом смысле ?тяжелые? решения устраивают гораздо меньше. Идеология ?мы лучше знаем, как вести бизнес? в ритейле проходит плохо, за исключением гипермаркетов, которые, по сути, одинаковы. Нужны решения, которые легко модифицировать», — подчеркивает он.
Осознанный выбор
Как правило, компании делают осознанный выбор ИТ-решений, поэтому явной неудовлетворенности ИТ-директоров используемыми решениями нет. Любой ИТ-специалист должен знать рынок программных продуктов и понимать, что и как он собирается делать.
«Мы пользуемся отраслевым решением Incadea, созданным на базе платформы Microsoft Navision, оно нас устраивает. Единственное, что стоит отметить, — данная система не способна охватить все бизнес-процессы компании», — считает Георгий Набутовский, директор ИТ-департамента «Инком-Авто». В части автоматизации торговых площадок она удовлетворяет основные потребности предприятия, но для решения управленческих задач «Инком-Авто» приходится пользоваться еще одной, более универсальной системой — Microsoft Axapta. По соотношению цены и качества стоимость такого отраслевого решения несколько завышена, признает Набутовский.
Несмотря на то что типовые решения призваны уменьшить количество усилий, направленных на доработку системы, а значит, способствовать сокращению времени проектов и их стоимости, без модификаций обойтись удается далеко не всегда.
«Мы старались по возможности сохранить базовую функциональность решения, тем не менее усилия по доработке потребовались серьезные», — говорит Набутовский. С одной стороны, специфика предприятий часто выходит далеко за рамки того, что заложено в типовых отраслевых решениях. С другой — далеко не все предприятия готовы подстраивать свой бизнес под процессы, «встроенные» в эти решения и основанные, по уверениям вендоров, на «лучшем опыте» отрасли.
Поскольку рынок недвижимости является для ИТ-компаний новым, многое в приобретаемых решениях приходится переписывать, сетует Пестряков. Остается надеяться, что вендоры обратят на этот весьма актуальный сегмент рынка более пристальное внимание.
Все ИТ-директора отмечают важность консалтинговых услуг, причем не только в области ИТ, но и бизнес-консалтинга. Что характерно, к уровню оказанных услуг вопросов не возникает.
Большинство компаний стараются следить за новыми технологиями и постоянно реализуют новые проекты.
«В магазинах нашей компании используются собственные разработки. Этим приложениям уже 13 лет, они работают на платформе DOS. Сейчас они перестали нас удовлетворять. Наша компания склоняется в пользу решений на базе платформы «1С», как средство автоматизации отдельных магазинов они нас устроят», — делится Вайнберг. Для управления сетью магазинов в прошлом году в компании было внедрено решение на базе Axapta.
Нефинансовые критерии
Какие требования, помимо приемлемой цены, предъявляют предприятия к приобретаемым решениям? Как правило, они включают в себя возможности адаптации к реалиям бизнеса, а также прочие особенности, такие как возможность модификации системы и перспективы дальнейшего сотрудничества с поставщиком. Кроме того, при выборе учитывается готовность внутренних потребителей к той или иной технологии.
«Приобретаемое ИТ-решение должно в первую очередь, быть распространенным и иметь достаточно широкую практику успешного использования», — считает Набутовский.
«Система должна устраивать хотя бы в общих чертах по набору функциональности и быть легко модифицируемой силами штатных специалистов. Это требование связано именно с изменчивостью бизнеса», — добавляет Вайнберг.
Предпочтения среднего бизнеса
Согласно данным исследования, проведенного компанией AMR Research, компании и организации среднего бизнеса не всегда рассматривают функциональность как важный фактор при выборе бизнес-приложений масштаба предприятия. Более значимым фактором считается совокупная стоимость владения (total cost of ownership, TCO), которая включает следующие аспекты: начальные затраты на приобретение всего программного и аппаратного обеспечения, необходимого для развертывания прикладного пакета; стоимость и длительность внедрения; ресурсы, необходимые для системного администрирования и управления бизнес-приложением; затраты на обновление и сопровождение программного обеспечения; затраты на технологическую инфраструктуру, которая требуется для работы приложения.
В основном средние предприятия хотят получить комплексное решение из рук одного поставщика, но они также хотят, чтобы поставщик был партнером и обеспечивал не только постоянное содействие в использовании продукта, но также экспертизу и имел знания по ведению бизнеса в конкретной отрасли или в данной категории бизнес-операций.
Корпоративные пользователи стремятся найти возможности для снижения расходов, увеличения эффективности и повышения уровня удовлетворенности своих клиентов.