Инновационные компании сектора SMB стремятся к снижению издержек
В феврале 2006 года ассоциация «ОПОРА России» и ВЦИОМ провели исследование условий и проблем развития инновационного малого и среднего предпринимательства в России. Были опрошены руководители 300 предприятий, из них 202 относятся к малым (численность персонала до 60 человек) и 98 — к средним (60-500 человек). Основной специализацией этих инновационных предприятий являются исследования и разработки (76% респондентов), а также опытно-конструкторские работы (64%) в самых разных областях, от геологоразведки до экологии.
Согласно предварительным результатам данного исследования, активными являются только 10-15% инновационных компаний: их интересует доступ к специальной информации, они занимаются проблемами охраны и защиты интеллектуальной собственности, подбирают кадры для финансового и инновационного менеджмента. Но подавляющее большинство компаний этого сектора эксплуатируют научный и инновационный потенциал, накопленный еще в советское время. Их главная стратегия — найти хорошего заказчика для финансирования конкретного проекта. Заказчик, помимо оплаты услуг за выполненный проект, часто привносит свои «рыночные ориентиры», организационные стандарты и технологии, а иногда впоследствии становится постоянным партнером. На его плечи ложится деятельность по коммерциализации результатов исследований и разработок, изучение рынка, а также охрана интеллектуальной собственности. Предприятия, вышедшие на стадию массовых продаж, более других располагают собственными средствами для реинвестирования и готовы пользоваться банковскими кредитами.
Собственные средства являются главным источником финансирования для 74% опрошенных. Достаточно распространены гранты, банковским кредитом пользовались немногим более четверти респондентов. Крайне слабо распространены венчурные инвестиции. С одной стороны, инновационный бизнес характеризуется высокой долей риска, затрудняя получение заемных средств или делая их более дорогими, с другой — владельцы бизнеса верят в коммерческий успех и не хотят отдавать долю внешним инвесторам, полагая, что завтра она может превратиться в колоссальные деньги.
Отсутствие знаний и опыта применения финансовых инструментов усугубляет страх потерять свой бизнес. Инфраструктура венчурного финансирования в России развита недостаточно, не хватает эффективных управляющих компаний, специалистов по оценке технологий и охране интеллектуальной собственности. Проекты небольшого размера в отсутствие критической массы малых и средних компаний, как правило, не привлекают крупных российских инвесторов.
Наиболее острую потребность инновационные предприятия испытывают в инженерно-техническом персонале, а также в научных работниках и ИТ-специалистах, всего треть опрошенных заявили, что не испытывают проблем с привлечением этих специалистов. Проблемы вызваны, как правило, ограниченными финансовыми возможностями самого предприятия и состоянием рынка труда.
Только 26% малых предприятий имеют собственные площади, а 23% размещаются на площадях специализированной инфраструктуры (технопарки и бизнес-инкубаторы). Причем, как отмечают исследователи, инновационные компании явно «пересиживают» в бизнес-инкубаторах. Из технологических инноваций подавляющее большинство составляют собственные исследования и разработки, которые используют в своей деятельности 81% предприятий.
На первом месте среди задач, на которых предприятия собираются концентрироваться ближайшие два года, стоит оптимизация расходов, что, по мнению исследователей, можно трактовать как проблему развития. Управление издержками — это не только сокращение расходов персонала, но и поиск более выгодных подрядчиков, а также внедрение ресурсосберегающих технологий.
В первую тройку проблем, которых опасаются представители малого бизнеса, входят неблагоприятные изменения законодательства, резкое ухудшение ситуации в экономике и рост арендных платежей. Интересно, что вымогательство со стороны государственных служб — типичная проблема российского бизнеса — встречается не так часто, как можно было бы ожидать.
Один из выводов, сделанных исследователями по итогам опроса, звучит так: предлагаемые государством инструменты поддержки малого инновационного бизнеса, в частности венчурные фонды, не соответствуют уровню развития и реальным потребностям компаний этого сектора. Степень восприятия малыми компаниями инновационной политики, проводимой государством, чрезвычайно низка, что свидетельствует о ее неэффективности.