«Формоза» планирует восстановить свои позиции на рынке малых и средних предприятий
На состоявшейся 2-5 марта 11-й конференции «Формозы», собравшей представителей сотни лучших ее партнеров, было объявлено о намерении компании вернуться на рынок малого и среднего бизнеса. В свое время, до того как в 1999-2000 годах было принято решение сосредоточиться на рынке домашних ПК, «Формоза» получала от SMB-рынка около половины своих доходов. За прошедшие с тех пор годы положение существенно изменилось: в Москве этот рынок дает не более 20%, в регионах — около 40%.
Владимир Шаров полагает, что в скором времени «домашний» рынок будет не способен купить все производимые «Формозой» компьютеры |
На этот шаг компанию, по словам ее вице-президента Владимира Шарова, подвигло то, что к 2010 году производственные мощности «Формозы» позволят выпускать до 1 млн. компьютеров в год. Но российские домашние пользователи не будут в состоянии купить такое количество ПК (по собственным оценкам компании, ей и так уже принадлежит до 25% соответствующего рынка). Емкость же рынка малых и средних предприятий, полагает Шаров, как минимум в два раза больше.
Термином «малые и средние» в «Формозе», впрочем, обозначают скорее компании небольшие даже по российским меркам. Типовой пример — турагентство, которому для автоматизации нужно «три компьютера, маленький сервер, принтер, МФУ и выход в Internet». А также оперативное обслуживание этой техники. Решение о закупке принимается директором единолично и в сильной мере на основе житейского опыта. Соответственно, в «Формозе» надеются на то, что ранее этот директор купил ее компьютер себе домой и потому имеет хорошее мнение о продукции компании.
Для такого клиента решение наподобие предложенного не так давно SMB-рынку «Аквариусом» (см. Computerworld Россия № 8 за 2006 год, «Почти все включено») на основе Microsoft Small Business Server «тяжело». Ему достаточно в качестве платформы иметь предустановленную Windows XP, причем в некоторых случаях — Home Edition. По наблюдению Шарова, Microsoft Office и другие программы клиенты из этого сектора экономики предпочитают приобретать отдельно.
Еще одной причиной повышенного внимания к «новому старому» рынку именно в этом году Шаров назвал планирующийся выход следующей версии операционной системы Microsoft — Vista. Он полагает, что достоинства последней заставят многих заменить старые компьютеры, на которых Vista не будет работать, на новые, более мощные. Подобно тому как, по его воспоминаниям, появление Windows 95 вызвало резкий спрос на ПК с процессором Pentium и «убило» компьютеры на базе 80386.
Серверы для SMB у «Формозы» уже есть, соответствующие модели персональных компьютеров будут предложены не позже середины апреля, когда должна будет стартовать маркетинговая программа, нацеленная на малый бизнес (в медиакампанию по перепозиционированию будет вложено около 200 тыс. долл., в переподготовку партнеров — в несколько раз больше).
Компьютеры для офиса Шаров делит на две категории. ПК для руководителей в сильной мере будут схожи с домашними компьютерами, в частности тем, что должны будут не уступать им по технической оснащенности и выглядеть «стильно». Машины сотрудников будут попроще (графика — встроенная, отсутствует пишущий DVD-привод и т. д.), но также должны быть производительны, дабы у клиента компании не создавалось негативного впечатления от технической оснащенности. B частности, большим преимуществом в «Формозе» считают возможность продавать относительно недорого двухъядерные 64-разрядные ПК на базе процессоров AMD. В среднем, по оценке Шарова, корпоративный ПК компании в комплекте с 17-дюймовым ЖК-монитором будет стоить около 550 долл.
Кроме знакомого брэнда, цены и производительности, покупателей из сектора SMB должны привлечь дисконтные и лизинговые программы, всероссийская гарантия и организация обслуживания, в том числе непосредственно в офисе.
Партнерская сеть, а она сегодня насчитывает около 500 компаний, по уверению Шарова, восприняла новации положительно. Во-первых, она сама по себе достаточно лояльна, во-вторых, все затраты — и на перепозиционирование, и на продвижение продукции на новый рынок, и на переподготовку их сотрудников — обещает взять на себя сам вендор. Поскольку многие из них и так этим видом бизнеса занимались, им, скорее всего, не придется вносить существенные изменения в бизнес-процессы — разве что «учиться говорить новые слова».
Продажи в офисы должны будут достигнуть 45-60% от общих, а доля российского рынка, принадлежащая компании, — вырасти с нынешних 13% (данные Gartner за четвертый квартал 2005 года) до 15-17% уже к концу года.