ITWorld Canada.com, Торонто
Перспективно мыслящие руководители превращают свои организации в открытые сетевые корпорации, поддерживая сотрудничество с экспертами и клиентами в глобальном масштабе. Первым примером успешного применения модели «Викиномики» стала интерактивная энциклопедия «Википедия». Эксперты всего мира объединились для того, чтобы создать интерактивный справочный сайт. Не нужно нанимать исследователей, писателей и людей, занимающихся проверкой фактов. Не нужно выплачивать им гонорары
Дональд Тапскотт утверждает, что сегодня мы становимся свидетелями еще одного серьезного поворота в течениях современного бизнеса и социальных тенденций: от традиционной, закрытой экономики мир переходит к открытой, гармоничной, прозрачной «Викиномике» (Wikinomics).
Любимец средств массовой информации, возглавляющий компанию New Paradigm Learning Corporation, выступил перед участниками конференции Speakers Forum: The Leaders Lecture Series, проходившей в начале февраля в Торонто. (Компания New Paradigm — это исследовательский центр, анализирующий тенденции развития технологий и их воздействие на бизнес.)
На конференции присутствовали около 200 участников. Лидеры отрасли покинули свои офисы в сияющих башнях из стекла и стали, и специально собрались в центре деловой активности Канады для того, чтобы послушать прогнозы Тапскотта.
Впрочем, перед его выступлением в кулуарах можно было услышать сдержанное ворчание: дескать, идеи Тапскотта избиты и являются повторением уже пройденного. Однако аудитория сразу замерла, как только известный стратег ИТ-отрасли приступил к главной теме доклада — обзору основных положений своей еще неопубликованной книги «Wikinomics».
Книга должна выйти осенью, и базируется она на результатах исследовательского проекта стоимостью 2,6 млн. долл., основная цель которого состояла в изучении параметров прозрачности компаний.
Дональд Тапскотт |
«Гениальность Тапскотта заключается в его умении замечать то, что происходит прямо под носом, и собирать отрывочные сведения в единое целое», — пояснил Васудха Сет, генеральный менеджер корпоративных проектов компании Dofasco, специализирующейся на производстве товаров из стали.
«Границы традиционного предприятия раздвигаются, — отметил Тапскотт, — и организации все чаще используют для извлечения прибыли внешние знания и ресурсы, вместо того чтобы полагаться на внутренние, закрытые и иерархические модели».
Перспективно мыслящие руководители превращают свои организации в открытые сетевые корпорации, поддерживая сотрудничество с экспертами и клиентами в глобальном масштабе.
Первым примером успешного применения модели «Викиномики» стала интерактивная энциклопедия «Википедия», появление которой заставило изрядно поволноваться ее конкурентов с традиционной организацией — издателей энциклопедии Britannica.
Эксперты всего мира объединились для того, чтобы создать интерактивный справочный сайт. Не нужно нанимать исследователей, писателей и людей, занимающихся проверкой фактов. Не нужно выплачивать им гонорары. Собаководы из разных стран, к примеру, внимательно следят за содержанием статей о собаках, размещенных в «Википедии». Любая ошибка исправляется специалистами в течение нескольких минут.
Основным двигателем «Викиномики» являются глобальные каналы связи. Сегодня Web превращается из среды представления, создателей которой ранее беспокоили вопросы слабой визуализации и недостаточной гибкости, в информационное пространство нового поколения Web 2.0 — гигантскую вычислительную платформу, способную предоставлять осязаемые услуги. Взрывообразный рост пропускной способности способствовал тому, что на смену дорожке шириной в метр пришла огромная и удобная магистраль.
Еще одним двигателем является способность наделить интеллектуальностью любые самые «неповоротливые» и неожиданные устройства. «Даже у моей двери в гостинице теперь имеется IP-адрес», — заметил Тапскотт. Портативные устройства также приобретают интеллектуальные черты.
«Большинство вечно спешащих деловых людей сегодня уже не мыслят себя без смартфонов Blackberry», — пошутил Тапскотт.
Чтобы лучше понять, какое воздействие все эти тенденции оказывают на предприятия, и каков потенциал конкурентоспособности этих тенденций, давайте обратимся к истории. Лауреат Нобелевской премии экономист Рональд Коуз занимался исследованием вопросов, которые, на первый взгляд, могут показаться чрезвычайно простыми. Для чего существуют компании? Почему бы людям не заключать договора на получение тех или иных товаров и услуг независимо от них? Ответ таков: стоимость организации взаимодействия оказывается слишком высока. Найти требуемые ресурсы компании гораздо проще и дешевле, чем отдельно взятому человеку.
Однако организационная модель может меняться. В начале 20-го столетия крупная корпорация типа Ford Motor владела множеством смежных производств, необходимых для изготовления автомобиля, — производством стали, стекла, электроэнергии. Организовать работу таким образом оказывалось дешевле. По мере развития экономики данная модель претерпевала изменения. В конце 20-го века на смену ей пришла модель, предполагающая концентрацию усилий на решении основных задач. Все вспомогательные материалы, компоненты и услуги покупались у других поставщиков.
В корпорации Procter & Gamble около 20% новых разработок проводится сегодня за пределами организации, причем их эффективность настолько высока, что руководство компании хочет довести эту долю до 50%. Недавний пример. Корпорации нужно было найти формулу вещества, позволяющего выводить пятна вина с одежды. Ее руководство обратилось к химикам всего мира, предложив премию в 50 млн. долл. за самый удачный вариант. Победитель обнаружился очень быстро. «В данном случае руководство P&G, вместо того чтобы воспользоваться услугами немногочисленных собственных специалистов, решило привлечь к решению задачи лучшие умы человечества, — пояснил Тапскотт. — Дополнительным преимуществом данного подхода является то, что премию получает автор действительно самого достойного варианта».
Наиболее известным примером успешных результатов свободного и открытого сотрудничества является операционная система Linux, созданная «цифровыми ротарианцами» (официальная цель международной организации Rotary International — всемерно поощрять и воплощать служение обществу как основу созидательного предпринимательства). В прошлом корпорация IBM тратила на разработку каждой из своих закрытых операционных систем около 900 млн. долл. За счет сотрудничества с сообществом Linux и внедрения инноваций на основе платформы с открытым исходным кодом IBM экономит сейчас на научно-исследовательских работах 800 млн. долл.
«Лидеры старых объединений всегда последними воспринимают новое», — заметил Тапскотт, цитируя Макиавелли, и призвал присутствующих изменить свое представление об организациях и их границах.