Потенциальным заказчикам показали систему Oracle Retail и ее первого российского пользователя
Представительство Oracle в СНГ начало знакомить руководителей крупнейших российских розничных сетей со своим решением в этом сегменте рынка. Продукт Oracle Retail строится на базе технологий, полученных в результате приобретения в 2005 году ряда софтверных компаний, в первую очередь Retek (ранее поглотившей Chelsea Store Systems и Syncra Systems), Temposoft, G-Log, Profitlogic и 360 Commerce. Теперь розничный бизнес выделен в самостоятельное подразделение в структуре департамента бизнес-приложений, в регионе EMEA его возглавил вице-президент корпорации Тарик Таман, пришедший в Oracle из Retek.
К работе на российском рынке это подразделение официально приступило в ноябре. Январский форум Oracle Retail Executive Forum собрал около 60 руководителей и ИТ-директоров крупных отечественных торговых предприятий и розничных сетей.
Борис Рябов: «Это не проект автоматизации, это проект перестройки бизнес-процессов» |
По словам директора по продажам бизнес-приложений Oracle СНГ Андрея Драченко, корпорация видит большие перспективы в развитии своего бизнеса в розничном направлении, в том числе и на российском рынке.
«Сегодня мы делаем стратегические инвестиции в развитие этого направления не соизмеримые с получаемым результатом», — заявил он. В частности, уже нынешней осенью запланировано выпустить русифицированную версию продукта. Русский станет шестым языком, на который переведен интерфейс Oracle Retail. Глобальный партнер корпорации по внедрению Oracle Retail, компания Accenture также инвестирует в развитие этого направления, в основном в обучение сотрудников. Локальных партнеров по внедрению в России еще нет, пока ведутся переговоры с системными интеграторами и осуществляются инвестиции в развитие локальной партнерской инфраструктуры, которая в будущем должна предоставить дополнительный слой внедренческих ресурсов для поддержки систем имеющихся заказчиков.
Система управления розничной торговлей Oracle Retail ориентирована на самый верхний сегмент среднего бизнеса. «Для остальных предприятий малого и среднего бизнеса есть специальные предложения по более низкой цене и соответственно ограниченные по производительности, на базе которых российские разработчики пишут собственные решения, вполне надежные и достаточно функциональные, чтобы ?закрыть? потребности этого сегмента», — отметил Драченко.
Основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются крупные розничные сети, связаны с быстрым ростом. Поэтому проекты автоматизации, которые им приходится вести, реализуются по принципу «разработать один раз, применить много раз». С первой «пусковой» площадки проекта решение поэтапно распространяется на остальные подразделения, в том числе находящиеся в разных странах. Так действовали и британская торговая компания Tesco, и канадская сеть бытовой электроники Best Buy.
Предполагается, что также, регион за регионом, пойдет внедрение и в первой российской сети, внедряющей Oracle Retail.
Автоматизация не главное
Первой из российских компаний освоить Oracle Retail рискнула «Аптечная сеть 36,6». Оборот компании в 2004 году составлял 211 млн. долл., а темпы роста в розничном бизнесе превышали 60% годовых. На момент старта проекта в конце августа 2005 года в составе холдинга «Аптечная сеть 36,6» было менее 350 аптек, сегодня их уже более 400 в 19 регионах страны. По данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» на первое полугодие 2005 года по объему продаж в регионах «36,6» опережает ближайшего конкурента примерно вдвое. Как считает директор по стратегическому развитию и технологиям «Аптечной сети 36,6» Борис Рябов, лидерам, которым важно расти быстрее рынка, в какой-то момент становится сложно ориентироваться на остальных игроков. Так что централизованное эффективное управление операциями и автоматизация для них не роскошь, а условие выживания. По его мнению, прочие «тяжелые» решения уровня SAP Retail не отражают в должной мере специфики фармацевтической компании, а системы, рассчитанные на средние предприятия, не удовлетворяют требований к производительности и функциональности.
Исторически большая часть приложений компании реализована на СУБД Oracle. Но поскольку «36,6» развивается путем приобретения региональных сетей, в ней используются самые разнообразные информационные системы, из которых чаще всего встречаются продукты «1С». Сейчас компания находится в процессе построения централизованного интегрированного решения для управления всеми офисами и складами (аптеки внедрение Oracle Retail пока не затронет). Решение включает централизованную систему управления товародвижением, модуль управления ценообразованием, интеграционную платформу Retail Integration Bus и модуль интеграции с точками продаж. Этап разработки завершится к концу мая, а на сентябрь запланирован запуск решения в Москве, сразу в полной функциональности. В четвертом квартале предполагается перейти к разворачиванию системы в регионах. Модуль прогнозирования спроса и планирования ассортимента, как не самый критичный для «36,6», намечено внедрить позже.
Первостепенной ценностью автоматизации в компании считают получение знаний об опыте западных компаний, главным образом от консультантов Accenture. «Самая большая ошибка, которую может допустить компания начиная проект подобного масштаба, — попытаться сэкономить на людях, которые занимаются внедрением», — считает Рябов.
«Это не проект автоматизации, это проект перестройки бизнес-процессов, в котором главные действующие лица — не технические специалисты, а аналитики и те, кто отвечает за изменение бизнес-процессов», — подчеркнул он. Неправильно нарисованная аналитиком «стрелочка» на начальном этапе может стоить сотни тысяч долларов или невыполненного проекта. О масштабах изменений, ожидающихся в бизнесе аптечной сети можно судить по результатам проведенного анализа: написано 85 положений о бизнес-процессах, из них 60% связано с системой автоматизации.