«Директор информационной службы»
Отмечаемые ведущими участниками российского рынка ERP-систем тенденции позволяют говорить о том, что он вступает в эпоху качественных перемен
Судя по мнению поставщиков ERP-систем, экстенсивный путь развития вскоре уступит место интенсивному, когда борьба будет вестись не столько за новых клиентов, сколько за то, чтобы получить максимум прибыли с имеющихся |
По данным IDC, отечественный рынок интегрированных систем управления предприятием уже третий год подряд растет втрое быстрее рынка ИТ в целом. В то же время среди поставщиков систем конкуренция возрастает; особенно это ощущается в группе лидеров. Как отмечает Елена Семеновская, руководитель программ исследований компании IDC, в этих условиях «вопрос о первенстве может решиться подписанием крупного контракта, например, с одной из государственных или коммерческих структур». Заметно увеличивается дистанция между лидирующими поставщиками и компаниями, которые все в большей степени переходят к поставкам специализированных отраслевых решений и занимают позиции «нишевых» игроков. Как результат — динамику рынка интегрированных систем управления предприятием определяют крупные контракты лидирующих компаний.
По мнению Семеновской, в ближайшие годы можно ожидать дополнительных инвестиций и расширения семейства систем управления предприятием нового поколения. В основе этих систем не отдельное приложение, а программно-аппаратная платформа. Подобные решения уже предлагают лидеры рынка: SAP продвигает платформу NetWeaver, Oracle — Fusion, Microsoft в ушедшем году анонсировала семейство Dynamics. Во многих странах переход на платформенные приложения уже начался, «первые ласточки» появились и в России, однако о глобальной тенденции к переоснащению и внедрению интегрированных систем управления предприятием «второго поколения» говорить пока рано.
IDC отмечает, что, несмотря на заметное преимущество западных поставщиков, российские компании — поставщики интегрированных систем управления предприятием постоянно увеличивают свою долю рынка. После выхода прикладной платформы «1С: Предприятие 8.0» в IDC к «старожилам» списка поставщиков интегрированных систем управления предприятием, компаниям «Галактика» и «Парус», добавили и «1С». По мнению аналитиков IDC, продукция местных разработчиков все чаще привлекает конечных пользователей не только ценой, но и функциональностью.
И российские и зарубежные поставщики ожидают обострения конкуренции в секторе ERP, которое, по всей видимости, окажется особенно заметным в нише предприятий со средним уровнем доходов, а также в отдельных отраслевых нишах.
Рынок насыщается
Судя по мнениям поставщиков ERP-систем, экстенсивный путь развития вскоре уступит место интенсивному, когда борьба будет вестись не столько за новых клиентов, сколько за то, чтобы получить максимум прибыли с существующих.
Удивительное единодушие в оценках проявляют Борис Нуралиев, директор «1С», Николай Красилов, президент «Галактики», и Ольга Петерсон, президент компании «ЭпикРус». По их мнению, все большее число предприятий, на которых в принципе возможно внедрение систем уровня ERP, уже решили свои основные проблемы по автоматизации управленческих задач и теперь берутся за дальнейшее совершенствование своих систем.
Как следствие — эти предприятия концентрируют внимание не на внедрении, а на оптимизации уже развернутых комплексных систем и расширении их функциональности с помощью модулей, которые обеспечивают возможности, выходящие за рамки «стандартного» набора. Прежде всего это касается систем бизнес-аналитики, а также модулей, поддерживающих наборы функций, имеющих самое прямое отношение к профилю деятельности предприятий, а потому жизненно важных для них. В качестве примеров таких функций Нуралиев называет расчет себестоимости в сборочном производстве, биллинг в телекоммуникационных компаниях, раскрой хлыстов в лесозаготовках, обработку путевых листов на транспорте и пр. По его словам, наиболее заметно вырос спрос на системы управления предприятиями для реального сектора, производственных секторов промышленности, компаний среднего бизнеса, а также на различные отраслевые решения.
Александр Антипов, руководитель направления малого и среднего бизнеса компании SAP в странах СНГ, считает рост спроса на нишевые решения вполне естественным. Преднастроенные системы позволяют не только сократить время внедрения, но и изучить оптимальные для данной отрасли способы организации и автоматизации бизнес-процессов, сравнить их с собственными и сосредоточить внимание на тех процессах, от которых зависит достижение стратегического лидерства.
«Все рутинное может быть автоматизировано стандартными средствами. Используя преднастроенные решения, менеджмент получает возможность фокусироваться на уникальных идеях и их реализации, а не на разрешении возникающих изо дня в день конфликтных ситуаций. Именно уникальные идеи позволяют предприятиям занять лидирующую позицию», — поясняет Антипов.
Также закономерен, на его взгляд, и интерес к сектору малого и среднего бизнеса: «Ситуация меняется на глазах. Сегодня практически половина наших новых заказчиков представляют сегмент малого и среднего бизнеса. Согласно мировым данным, впервые ИТ-потенциал рынка SMB превзошел потенциал крупных корпораций. В сегменте SMB — миллионы компаний, жестко конкурирующих между собой. Они смогут выжить и преуспеть, только опираясь на передовой опыт и передовые решения».
Меняется отношение к ERP
Согласно наблюдениям Нуралиева, налицо рост понимания клиентами реальной ценности систем автоматизации для повышения эффективности предприятий.
Примечательно качественное изменение уровня бизнес-заказчиков — представителей предприятий, выступающих в роли спонсоров ИТ-проектов. Евгений Воронин, директор подразделения Microsoft Business Solutions российского офиса Microsoft, считает рост вовлеченности руководителей предприятий непосредственно в процесс внедрения и осознание ими важности такого участия одной из наиболее ярких тенденций прошлого года.
Антипов убежден: российские компании все больше осознают значимость эффективного управления бизнесом. Это связано с рядом факторов, в частности с повышением конкуренции во всех сегментах рынка, уменьшением прибыльности, необходимостью снижения расходов.
«Кроме того, среди владельцев и руководителей компаний все чаще мы видим людей, имеющих профессиональное бизнес-образование», — добавляет Антипов.
«Мало кто стремится сегодня отдать проект полностью на откуп консультантам, не интересуясь сутью, ходом, деталями и результатами этапов проекта, — делится своими наблюдениями Воронин. — Клиенты стремятся к унификации технологий, используемых на всех уровнях — от интеграции на уровне межпрограммного взаимодействия до создания единого пользовательского интерфейса и определения общей зоны ответственности за эффективную эксплуатацию этих решений».
Само по себе наличие на предприятии ERP-системы, по мнению Петерсон, уже перестало быть конкурентным преимуществом: «Если раньше, внедрив у себя систему подобного класса, предприятие уходило в отрыв, то сейчас ситуация иная: как правило, основные конкуренты уже используют ERP-системы».
Алексей Шлыков, управляющий директор компании SAP в странах СНГ, важным событием минувшего года считает выход значительного числа отечественных компаний на западные фондовые рынки.
«Это свидетельствует об осознании руководством и собственниками отечественных предприятий того, что настало время вести открытый и прозрачный бизнес, привлекая для его развития стратегических иностранных инвесторов, — поясняет Шлыков. — Эта тенденция имеет прямое отношение к развитию рынка ERP-систем. По данным экспертов, в новом году IPO проведут более 20 российских компаний. Публичное размещение акций станет хорошим импульсом для развития ERP-рынка, поскольку компании, готовящиеся к размещению акций на западных фондовых рынках и стремящиеся повысить инвестиционную привлекательность активов, являются активными покупателями систем эффективного управления предприятиями».
Что характерно, интерес к ERP-системам проявляют и крупные государственные структуры. Одно из свидетельств тому — недавно заключенный с Федеральным казначейством договор на разработку, внедрение и поддержку автоматизированной системы на базе Oracle E-Business Suite. По словам Андрея Драченко, директора департамента бизнес-приложений представительства Oracle, в рамках проекта будет автоматизировано более 367 тыс. рабочих мест.
«Проект такого масштаба не имеет аналогов в мировой практике по таким параметрам, как территориальный охват, количество пользователей и степень интегрированности географически распределенных подсистем», — утверждает Драченко.
Конкуренция обостряется
Компании, оперирующие на рынке ERP, согласны с выводами аналитиков относительно усиления конкуренции.
«Состав участников рынка остается стабильным. Взгляните на списки компаний, предлагающих свои решения в различных тендерах на проведение автоматизации управления, — ?знакомые все лица?, — говорит Красилов. — Входные барьеры на отечественном рынке ERP по-прежнему остаются высокими, и вряд ли в 2006 году мы услышим о новых заметных игроках».
Примечательно, что усиление конкуренции наблюдается в условиях активного роста рынка. По мнению Воронина, это объясняется общим подъемом экономики страны, политической стабильностью, а также желанием владельцев предприятий привлечь инвестиции. Отсюда повышение требований к управляемости, финансовой прозрачности и общей эффективности предприятия.
Решающее, по мнению Шлыкова, значение имеет четко обозначенная позиция правительства в отношении поддержки ИТ-отрасли и создания технопарков, работающих в сфере высоких технологий: «Новые инициативы оказали положительное влияние на развитие рынка ERP в 2005 году. По данным Мининформсвязи за 2005 год, объем рынка ИТ в России за 2005 год вырос на 20% и достиг 310 млрд. руб. Таким образом, темпы его роста остаются одними из самых высоких в мире».
Стремление ведущих поставщиков ERP-решений к проникновению в новые сегменты рынка Красилов называет главной нынешней тенденцией развития рынка систем управления предприятием: «Компании, традиционно считавшиеся разработчиками систем для крупных и очень крупных заказчиков, вышли с предложениями для средних предприятий. В свою очередь со средним бизнесом начинают сотрудничать и те компании, которые совсем недавно ориентировались только на малые предприятия».
Изменение спроса заставляет поставщиков и их партнеров трансформировать свои бизнес-модели с учетом того, что постоянно совершенствуются находящиеся в эксплуатации системы управления предприятием. По мнению Петерсон, в этих условиях одной из важнейших оценок эффективности работы консалтинговой компании становится количество повторных обращений клиентов, а также период совместной работы по выполнению проектов.
Шлыков уверен, что в ближайшие годы мы станем свидетелями дальнейшей консолидации рынка системных интеграторов: «По мнению аналитиков, высокие темпы роста ИТ-рынка сохранятся до 2012-2015 года, следовательно, инвесторы смогут рассчитывать на возврат вложенных средств».
В большинстве случаев консультанты развиваются в направлении диверсификации услуг. (Что характерно, серьезный интерес с их стороны к компетенции в области бизнес-консалтинга наблюдается значительно реже.) Петерсон убеждена, что реализация такой стратегии позволяет снизить бизнес-риски: провал по одному из направлений может быть компенсирован успехами в другом. Кроме того, такой подход позволяет комплексно решать задачи клиентов и служит основой для дальнейшей работы с клиентом на принципах стратегического партнерства.
Примечательно, что цены на тиражируемые продукты, несмотря на их растущую функциональную насыщенность, в целом остаются стабильными, в то время как цены на внедренческие услуги постепенно растут. Это объясняется, в частности, тем, что компании стремятся больше заработать на оказании услуг, так или иначе связанных с внедрением систем управления предприятием и отдельных их модулей.
«На рынке уже были случаи, когда лицензии некоторых ERP-систем предоставлялись клиентам бесплатно», — отметила Петерсон.
Следствием меняющегося спроса стали не только смена бизнес-моделей и прейскурантов услуг, но и обновление предложения программных продуктов и решений. В частности, Нуралиев обращает внимание на увеличение доли платформенных систем, позволяющих сочетать эффективность готовых решений с возможностью учета особенностей бизнес-процессов конкретных предприятий. По наблюдениям других участников рынка, консультанты, занимающиеся внедрением систем класса ERP, все чаще пополняют свои портфели «сопутствующими» продуктами классов BI, CRM, SCM.
Еще одна важная тенденция — дефицит квалифицированных кадров. «К сожалению, не так много специалистов, которые знают основные принципы построения и функционирования ERP-систем, обладают хорошими знаниями производственных и бизнес-процессов современных предприятий», — сетует Красилов. С ним согласны и многие его коллеги.
Консолидация продолжается
Процессы скупки и слияния компаний снова оказали серьезное влияние на рынок систем управления предприятием в этом году. Особенно заметными оказались сделки в нише решений для розничной торговли. Так, весной этого года корпорация Oracle приобрела компанию Retek, серьезного игрока американского рынка, специализирующегося на системах для розницы. Примечательно, что, хотя значительная часть американских торговых сетей использует аналитические системы и логистические продукты Oracle, до этого приобретения у корпорации не было специализированного отраслевого решения для предприятий розницы (кстати, вопрос о внедрении Oracle Retail изучает российская сеть аптек «36,6»). Компания SAP, чьи решения для автоматизации торговых сетей хорошо известны в Европе (в том числе и в России), в ответ предложила льготную программу перехода клиентов Retek на свой пакет продуктов для розницы SAP Retail, а затем пополнила его разработками купленных ею компаний Triversity и Khimetrics. По мнению Forrester, поглощение последней означает, с одной стороны, окончание эры поставщиков лучших в своем классе решений для розничной торговли, а с другой — превращение SAP в серьезного игрока этой ниши рынка. Поставщики решений для торговых сетей были «лакомыми» покупками и для средних компаний ERP-сектора. В частности, Epicor Software приобрела компанию CRS Retail Systems, поставщика систем для мерчандайзинга и ПО для POS-терминалов.
Серьезным событием минувшего года стало приобретение Siebel Systems, одного из ведущих поставщиков CRM-систем, корпорацией Oracle. Когда сделка завершится (соответствующая транзакция должна быть закрыта в начале 2006 года), Oracle станет обладать примерно такой же долей рынка систем CRM, что и SAP. Еще одна примечательная сделка на рынке CRM — приобретение Epiphany (поставщика одного из лучших, по мнению Forrester, в своем классе решений) компанией SSA Global (в числе прочего она развивает разработки на платформе Baan).