В ближайшие 5-10 лет кадровые проблемы ИТ-компаний будут лишь обостряться. Уже чувствуются последствия «демографической ямы», вызванной снижением рождаемости в конце 80-х. К тому же качество базового среднего образования за последнее десятилетие заметно ухудшилось, а школьные программы во многом не соответствуют современным требованиям.
В Санкт-Петербурге положение стремятся исправить энтузиасты при поддержке некоторых компаний и родители, которые думают о будущем своих детей. Их обоюдное стремление привело к созданию Академии информатики для школьников. Авторами идеи, разработчиками концепции и руководителями данной программы являются Александр Речинский, директор Института государственного управления и информатизации при Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, и Александр Щукин, декан факультета переподготовки специалистов СПбГПУ.
В СПбГПУ взрослые могли получить второе высшее образование в области информационных технологий или пройти краткосрочные компьютерные курсы. Потом, по словам Речинского, в институте решили обучать и школьников. Программа была разработана за полгода, запущена в 2004 году и с тех пор принципиально не менялась, только дополнялась новыми курсами.
В Академии информатики для школьников есть несколько уровней. «Базовый» предполагает изучение основ работы на компьютере и в Internet. Однако есть такие специализации, как «Разработка программного обеспечения», «Компьютерный дизайн» и «Современные сетевые технологии», которые фактически являются начальным профессиональным образованием. В результате дети не только повышают свою грамотность, но и могут сознательно выбрать будущую специальность.
При поддержке ассоциации «Руссофт» и других партнеров Речинский планирует проводить экскурсии на ведущие петербургские предприятия ИТ-индустрии. Первая экскурсия прошла в компании OCS и была посвящена специальности «системный администратор».
Единственный источник доходов Академии — плата за учебу. От партнеров (НКК, «Кей», Borland) она получает только скидки на поставляемую компьютерную технику и программное обеспечение, информационную поддержку и призы для победителей олимпиад. Самофинансирование позволяет достаточно быстро развиваться. Количество обучающихся школьников растет, хотя прием ограничен и на все уровни (кроме базового) осуществляется только после успешной сдачи экзамена. В сентябре 2004 года в Академии обучалось 170 ребят, через год поступило 450, в наборе этого года насчитывается уже 600, а, согласно плану развития программы, в 2007 году будет более 1000 школьников.