На роль самого заметного для ИТ-отрасли события 2005 года, как ни странно, претендует закон «Об особых экономических зонах (ОЭЗ) в РФ», принятый по политическим меркам практически мгновенно и тотчас же (22 июля) вступивший в силу. Справедливо критикуемый как представителями Миниинформсвязи, так и участниками рынка, он тем не менее стал единственным практическим шагом по исполнению поручения президента, данного в январе 2005 года на совещании в Новосибирске, а также утвержденной несколькими месяцами ранее Концепции развития рынка информационных технологий в РФ. Остальные мероприятия застряли на стадии проектов, включая разработанные Министерством информатизации и связи проекты поправок в налоговое законодательство, создания венчурного фонда и государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере информационных технологий».
Главные исполнители поручения президента — Минэкономразвития, Мининформсвязи и Минфин действуют точь-в-точь как лебедь, рак и щука в классической басне. Сильнее всего пока «тянет» МЭРТ, за которым и числится главное достижение года: в правительство внесены проекты постановлений о создании шести ОЭЗ, в том числе четырех технико-внедренческих: в Дубне (предполагается, что в зоне первоначально будет 35 резидентов) планируется развивать информационные и ядерно-физические технологии, в Зеленограде (31) — микро- и наноэлектронику, в Санкт-Петербурге (51) — аналитическое приборостроение, и в Томске (65) — промышленную электронику и биотехнологии. За счет деятельности резидентов ОЭЗ доля высокотехнологичного экспорта из «особых» регионов к 2020 году должна вырасти ориентировочно до 20%.
Не вошедшие в число победителей готовые площадки для организации инновационных структур, в том числе существующие технопарки, министр экономического развития и торговли Герман Греф предлагает рассматривать в качестве «инкубаторов для выращивания будущих резидентов технико-внедренческих ОЭЗ».