«Директор информационной службы»
На сайте МЭРТ опубликованы результаты работ по проектам «Электронной России»
Уровень развития государственных институтов в России заметно отстает от уровня экономического развития. Это становится серьезным препятствием для роста экономики. Госаппарат — словно «черный ящик». Никто не знает, как он устроен; тем более трудно проверить, насколько правильно он работает. Подобная непрозрачность рождает серьезные социальные, экономические и политические проблемы.
По данным Kurtzman Group, в 2004 году Россия находилась на 40-м месте по качеству государственных институтов, располагаясь между Саудовской Аравией и Египтом. По оценкам экспертов из Milken Institute, уровень непрозрачности России, оцениваемый в 46 пунктов, увеличивает стоимость кредитных ресурсов на 5,64% годовых по сравнению с Соединенными Штатами. Между тем, сокращение уровня непрозрачности всего на один пункт приводит к увеличению среднегодового ВВП на душу населения на 986 долл., а также к увеличению иностранных инвестиций по отношению к ВВП на 1% и сокращению инфляции на 0,46%.
Однако закон «О доступе граждан к информации государства», разработанный Министерством экономического развития и торговли РФ в нынешнем году, до сих пор не представлен в Госдуму. Впрочем, это не мешает высоким чиновникам наполнять свои выступления фразами об информационной открытости государства, повышении прозрачности экономики, предоставлении гражданам различных услуг нового поколения.
Первый шаг
Бюджеты органов власти по статье «Информатизация» уже сегодня превышают 50 млрд. рублей. При нынешней численности чиновников (около 2 млн.) это означает, что информатизация одного чиновника обходится в 1 тыс. долл. в год. Но что же изменилось для общества с внедрением информационных технологий в госаппарате?
Как отмечают в МЭРТ, публикация результатов работ, полученных по государственным контрактам, способна повысить качество проектов, проводимых по заказу органов власти, а также способствовать эффективности госрасходов за счет исключения дублирования работ |
Возможно, в рамках одного ведомства ответить на этот вопрос станет проще. МЭРТ на своем официальном сайте www.economy.gov.ru начинает публиковать результаты работ по государственным контрактам в рамках программы «Электронная Россия» и не подпадающие под тот или иной режим секретности. На данный момент опубликовано около 1 тыс. документов по результатам 45 проектов 2004 года, выполненных по заказу МЭРТ. Перечень проектов будет расширяться, и к концу года должны быть опубликованы результаты всех проектов «Электронной России», выполненных министерством в 2004 году, а также часть документов 2003 года.
На первый взгляд, в этом нет ничего удивительного: просто выполняются решения об информационной открытости и об организации учета результатов НИОКР, реализованных за счет средств федерального бюджета. Но никогда ранее результаты НИОКР и других работ, выполненных по заказу органов госвласти, в полном объеме не публиковались в открытом доступе. До сих пор зачастую даже департаментам одного министерства не удается получить отчеты по работам своих коллег из других департаментов. Неопубликованные результаты, как правило, навсегда оставались на полках ведомства, их заказавшего, и никакого их тиражирования не предполагалось; тем более было крайне затруднительно окупить эти дорогостоящие проекты.
Предлагаемый МЭРТ механизм раскрытия результатов работ, как представляется, устроен так, что любую небрежность в госуправлении, необоснованное или противоречащее законодательству и внутреннему регламенту ведомства действие чиновников будет хорошо видно. Любой гражданин сможет при желании проверить, к примеру, сходится ли объявленная цена контракта с ценой выполненных работ и насколько она адекватна полученным результатам.
По мнению заместителя директора Департамента корпоративного управления МЭРТ Церена Церенова, публикация результатов работ, полученных по государственным контрактам, способна повысить качество проектов, проводимых по заказу органов власти, а также способствовать эффективности госрасходов за счет исключения дублирования работ. Кроме того, введение в хозяйственный оборот результатов проектов, оплаченных из федерального бюджета (то есть из кармана налого?плательщиков), — это способ повысить конкурентоспособность российских компаний, снизить затраты на выполнение сходных разработок.
Трудности
Информационной открытости в значительной степени препятствуют несовершенство и противоречивость норм отечественного законодательства в вопросах принадлежности авторских и имущественных прав на результаты работ, выполненных в рамках государственных заказов, а также отсутствие четкой регламентации процессов учета и управления в этой области. Поскольку соответствующие стандарты, общепринятые для органов власти, отсутствуют, затруднен и выбор форматов представления результатов работ, средств обеспечения достоверности опубликованных данных.
Предложенный МЭРТ правовой механизм введения результатов работ в хозяйственный оборот основан на так называемой «свободной лицензии». Она разрешает получателю прав пользование, тиражирование, распространение и модификацию произведения при условии, что модифицированные произведения также будут распространяться в аналогичном правовом режиме. Однако, подобную схему открытости оказалось чрезвычайно сложно встроить не только в отечественную правовую систему, но даже во внутренний регламент самого министерства. В частности, при заключении авторского договора пришлось отказаться от простой и удобной формы договора присоединения, когда для того чтобы скачать файл с результатами работ с сайта МЭРТ, требовалось просто кликнуть мышкой на кнопке «согласен» под текстом договора. Теперь же приходится проделывать следующую процедуру: распечатать форму договора и заявления, заполнить их, направить в письменном виде в министерство, где договор в течение 30 дней пройдет положенные инстанции, и, если на уровне одного из чиновников не произойдет «сбой в системе», то, возможно, будет подписан второй экземпляр договора, свидетельствующий о положительном решении вопроса.
Таким образом, несмотря на активное использование информационных технологий, государство по-прежнему остается «бумажным». Вся информация, хранящаяся в электронном виде в госорганах, имеет всего лишь справочный характер. Видимо, государство требует соблюдения правил «бумажных технологий», чтобы не упускать возможность все и вся контролировать. Но для того чтобы соответствовать требованиям современного рынка, государству надо либо отказаться от контроля, либо самому стать электронным и таким образом догнать общество в развитии его институтов.