Главные проблемы гос?информатизации — не в деньгах, а в головах
На конференцию компании Uni, посвященную реализации проектов по информатизации государственных организаций, собрались свыше 70 представителей органов власти, образовательных учреждений, силовых структур и промышленных предприятий. Основные вопросы, обсуждавшиеся на конференции, были связаны с построением серверных комплексов и систем хранения данных, управлением ИТ-проектами и аутсорсингом ИТ-инфраструктуры. Кроме того, большое внимание уделялось проблемам безопасности: созданию комплексных систем информационной безопасности в соответствии с требованиями законодательства, их лицензированию, сертификации и аудиту, организации защиты периметра и внутренних ресурсов информационной системы, а также способам предотвращения утечки конфиденциальной информации.
Главная особенность государственной информатизации заключается в создании открытых систем, считает руководитель проектов Uni Валерий Гущин, что требует, с одной стороны, обеспечить обмен информацией между ведомствами, а с другой — организовать доступ к услугам государства широких слоев населения. По его словам, Uni имеет опыт налаживания межведомственного взаимодействия, создания концепций моделей оказания электронных услуг гражданам и бизнесу с последующей реализацией, в том числе на сети пунктов коллективного доступа, а также разработки программ подготовки кадров двух уровней — пользователей ИТ и руководящих кадров — государственных директоров информационных служб.
Ранее, когда региональные власти обращались за получением финансирования из федерального бюджета в рамках ФЦП «Электронная Россия», получить его они могли только при наличии концепции развития, источников для совместного финансирования проекта и подготовленных кадров. От консультантов в данном случае часто требовалось не столько содержательная часть концепции, сколько подпись.
Сейчас ситуация кардинально изменилась, при планировании финансов центр тяжести смещается от бюджетных источников к внебюджетным. Найти источник финансирования ИТ-проекта сегодня не самая главная проблема для госзаказчика, иногда и дотационные регионы являются лидерами в информатизации. Развитие проектов сдерживается отсутствием грамотного менеджмента. Успех информатизации госсектора во многом определяется конкретными личностями на местах и серьезностью их намерений. Часть проектов Uni является исключительно консалтинговыми, но специалисты компании, по заверению Гущина, являются не формальными, а «настоящими» идеологами, как, например, в разработке программы информатизации для Петропавловска-Камчатского.
А к федеральным ведомствам, таким как Мининформсвязи и Минэкономразвития, регионы теперь приходят не за деньгами, а за типовыми решениями, которые должны были появиться после нескольких лет работы в рамках ФЦП. «А показать-то особо нечего», — считает Гущин. В лучшем случае им предлагается устанавливать горизонтальные связи с регионами, где что-то сделано. При этом многие региональные власти закономерно опасаются, чтобы им впоследствии не заявили, что их информационная система не стыкуется с системами верхнего уровня. Разработка порядка передачи результатов работ, выполненных в рамках государственных целевых программ, содержащих мероприятия по созданию и использованию ИТ, для применения в органах власти субъектов РФ, местного самоуправления и подведомственных им организациях в проекте Концепции региональной информатизации до 2010 года запланирована на последний квартал 2005 года. Однако сама Концепция региональной информатизации, которая является эквивалентом корпоративной стратегии в госсекторе, до сих пор не утверждена. Муниципальные образования, зачастую более активные и сведущие в области ИТ, чем региональные, также оказались в подвешенном состоянии, так как напрямую федеральные ведомства с ними не работают.