Как считают в IBM, в аэропорту ловить террористов уже поздно
Сегодня невозможно строить систему национальной безопасности на прежних принципах, индивидуальных для каждой страны. Как проблема, так и методы ее решения стали интернациональными, чему в немалой степени способствовал международный терроризм, подтолкнувший развитие межгосударственной кооперации в области безопасности. Свой подход к созданию единой системы контроля пересечения государственных границ товарами и людьми представило консалтинговое подразделение корпорации IBM Business Consulting Services. Интегрированное управление границами с точки зрения IBM предполагает использование электронных паспортов, модернизацию визовой системы и таможни, оптимизацию работы спецслужб, обеспечение безопасности торговых перевозок, а также действий в чрезвычайных ситуациях.
Норберт Кувенховен: «Надо изменить процесс, а не делать безопасным существующий» |
Для обеспечения национальной безопасности границы должны отодвинуться туда, откуда может исходить угроза, считают в корпорации. Поэтому акцент в технологической цепочке сделан на выявлении потенциальных террористов на стадии бронирования авиабилета, дабы не допустить их появления в аэропорту. ИТ-затраты на решение данной задачи частично компенсируются снижением издержек на проведение таможенных, контрольных и прочих процедур при пересечении границы, которая в этом случае проходит в турагентстве.
Год назад в Великобритании был запущен первый этап проекта «электронной границы» под названием «Семафор», в рамках которого информация о пассажирах, приобретающих билет на самолет, проверялась до выдачи билета. В ближайшие два года «Семафор», успешно выдержавший испытание в аэропорту Хитроу с авиакомпанией «Люфтганза», предстоит распространить на остальную британскую транспортную инфраструктуру. Второй компонент «электронной границы» обеспечивает проект IRIS (Iris Recognition Immigration System) по внедрению автоматизированной технологии для ускоренного пересечения границ гражданами, предварительно идентифицированными по радужке глаза и отнесенными к категории законопослушных.
Для обеспечения безопасности контейнерных перевозок, в том числе морских, образующих примерно половину мирового грузопотока, IBM предлагает технологию с использованием защищенных датчиков TREC (Tamper-Resistant Embedded Controllers), сигнализирующих о несанкционированном доступе к содержимому контейнера, его местонахождении и изменении условий транспортировки.
IBM BCS консультирует российские структуры по вопросам безопасности, но пока никто из них не воспользовался возможностью увидеть воочию результаты выполненных пилотных проектов. По словам руководителя сектора по работе с правительственными и некоммерческими организациями IBM BCS Ангелины Гуркиной, с корпоративными клиентами работать проще: ясно, кто несет ответственность за каждый бизнес-процесс. Про российские госструктуры пока этого не скажешь. Между тем при построении системы национальной безопасности не обойтись без нормальных коммуникаций и четкого взаимодействия всех участников процесса: федеральных и региональных органов власти, перевозчиков, промышленных предприятий, организаций здравоохранения и образования. Как считают в IBM, сотрудничество государственного и частного секторов может создать новую модель оказания государственных услуг: кредитные организации имеют опыт контроля исходных данных, финансовый сектор оперирует глобальными платежными системами, предприятия розничной торговли обладают современными инструментами анализа информации.
Для переговоров с представителями органов государственной власти, вовлеченных в процесс обеспечения национальной безопасности, из европейского офиса IBM BCS в Москву приехали директор лаборатории «Технологии в области охраны границ и управления портами» Норберт Кувенховен и эксперт в области биометрических технологий Пол Маккион. Предметом переговоров, которые вряд ли будут простыми, станут «Семафор», TREC и технологии для таможенной службы. «Надо изменить процесс, а не делать безопасным существующий», — считает Кувенховен. Вопрос в том, готовы ли компетентные органы к изменениям.