Techworld.com
Доля формата LTO на рынке ленточных накопителей старшего класса достигла 77%
Последние цифры, характеризующие ситуацию на рынке накопителей на магнитных лентах, отражают тревожную тенденцию. Перед форматом LTO на сегодняшний день открываются практически все условия для того, чтобы полностью вытеснить с рынка конкурирующие форматы.
Согласно исследованиям Gartner, в 2004 году доля LTO на рынке «суперлент» составляла примерно 77%. Данный формат поддерживало 350 тыс. из 454,5 тыс. проданных устройств. Соответственно, на все прочие форматы приходилось лишь 104,5 тыс. накопителей. По сравнению с 2003 годом доля накопителей формата LTO увеличилась более чем вдвое. Тогда она составляла только 35%.
Впрочем, объясняется это не только взлетом популярности формата LTO, поставившего под сомнение дальнейшую судьбу конкурирующих форматов, включая SDLT и SAIT, но и в сокращении общего объема рынка. В 2004 году рынок сузился в сравнении с 2003 годом на 5%. Рост популярности размещения резервных копий непосредственно на жестких дисках и увеличение емкости ленточных картриджей привели к тому, что для записи необходимого объема информации требуется все меньше картриджей, а следовательно, и накопителей.
За рассматриваемый период продажи накопителей SDLT сократились по крайней мере на 15%. По мере неуклонного приближения формата LTO к статусу монополии (сегодня на его долю приходится уже 77% рынка) растет опасность полного прекращения конкурентной борьбы со стороны SDLT и SAIT.
Между тем, три компании, входящие в консорциум LTO, — Certance, HP и IBM — активно конкурируют между собой. Кроме того, обостряется и конкуренция между производителями носителей-клонов, поэтому покупателям ленточных накопителей полное доминирование на рынке одного поставщика по типу Microsoft не грозит.
Если вспомнить историю современных форматов магнитных лент, следует отметить, что поначалу лидирующие позиции на рынке лент среднего класса занимала компания Quantum. Затем LTO Consortium в составе HP, IBM и Seagate, представил в качестве стандарта среднего и старшего класса формат LTO. Инженеры же Quantum разработали свой собственный суперформат — SDLT. Корпорация Sony обновила формат AIT, назвав его SAIT. Так или иначе, с этого времени продажи LTO устойчиво поползли вверх.
Seagate впоследствии отказалась от производства собственных лент, передав в 2000 году соответствующие активы компании Certance, которая унаследовала и членство Seagate в консорциуме LTO. Недавно компания Certance вошла в состав Quantum, что является еще одним подтверждением высказываемых сегодня опасений. Вместо того чтобы конкурировать с производителями оборудования LTO, в Quantum предпочли сами войти в этот консорциум.
Корпорация Sony недавно добавила поддержку технологии SAIT к библиотекам Petasite, используемым в области широковещания. Тем самым фактически признается факт перевода SAIT в разряд решений, предназначенных для специализированных рыночных ниш.
В условиях, когда форматы SDLT и SAIT постепенно уходят со сцены, наилучшим вариантом в долгосрочной перспективе для пользователей, очевидно, представляется переход на использование технологий, основанных на формате LTO.