Brother делает ставку на лазерные принтеры и МФУ для небольших рабочих групп
В конце мая Россию посетили топ-менеджеры японской компании Brother, широко известной в нашей стране на рынке швейных машин и несколько хуже — как производитель струйных и лазерных принтеров. Причины такого положения вещей понятны — принтеры Brother начала поставлять в нашу страну только в конце 2003 года, когда рынок уже был фактически сформирован.
Eшихиро Ясуи: «Мы уже добились успеха в США и Европе, а теперь сфокусировались на России» |
По словам председателя совета директоров Brother Industries Eшихиро Ясуи, столь поздний выход Brother на российский рынок был обусловлен тем, что последние годы компания занималась продвижением своей продукции в Европе и США, где добилась впечатляющих результатов. Так, доля лазерных принтеров Brother в 2004 году составляла 16% на европейском и 12% на американском рынке, а доля лазерных МФУ — 16 и 36% соответственно (данные IDC и NPD).
«В настоящее время приоритетными для Brother рынками является Россия, Китай и ряд других стран, поскольку в Европе и США мы уже добились успеха», — заявил Ясуи.
В нашей же стране в прошлом году достижения Brother были довольно скромными: по словам главы российского представительства компании Йошиджи Мацуи, ее доля в сегменте лазерных принтеров составила около 2% (всего, по оценкам IDC, в 2004-м в России было продано 1,7 млн. таких устройств). Однако в представительстве не считают минувший год показательным — он ушел в основном на поиски рыночной ниши, локализацию продуктов и построение каналов сбыта.
По состоянию на май канал сбыта включает в себя шесть авторизованных дистрибьюторов, около 250 авторизованных дилеров и более 150 авторизованных сервисных центров. В числе других достижений — начало продаж оргтехники Brother в Казахстане и на Украине. Объем продаж по сравнению с 2001 годом (тогда состоялся первый «слет» российских компаний, занимающихся продвижением принтеров Brother) вырос в два с половиной раза.
По словам Мацуи, наибольшим спросом пользуются монохромные лазерные принтеры — в первом квартале нынешнего года на них приходилось около 70% (в штучном исчислении) продаж компании в России. Второе место занимают лазерные МФУ (20%), а третье — струйные принтеры (10%). К концу текущего года, по прогнозам российского офиса Brother, это соотношение несколько изменится в пользу лазерных МФУ, которые потеснят струйные принтеры.
Что же касается пресловутой «рыночной ниши», которую компании все-таки удалось найти в прошлом году, то она представляет собой лазерные принтеры и МФУ для небольших рабочих групп. Именно такие устройства, по мнению первых лиц Brother, являются наиболее перспективными с точки зрения эффективности бизнес-процессов. Основной довод Brother в пользу небольших сетевых принтеров и МФУ состоит в том, что большие производительные устройства хоть и имеют меньшую себестоимость отпечатка, но требуют от сотрудников офиса значительных затрат времени. Так, «на пути» к большому офисному принтеру или копиру, работник обязательно встретит нерадивых коллег, с которыми побеседует, затем постоит в очереди к устройству (офис большой, желающих печатать и копировать много) и т. д. и т. п.
Исходя из этого, как считают в Brother, идеальным вариантом для большинства организаций станет покупка нескольких недорогих сетевых устройств, которые будут постоянно под рукой сотрудников, экономя тем самым их время и деньги предприятия. В своей правоте в Brother уверены настолько, что уже до конца 2004 года намерены занять 10% российского рынка МФУ (в прошлом году, по данным IDC, его объем составил 229 тыс. устройств).