Computerworld, США
Специалист, способный разобраться в продуктах внешних поставщиков и адаптировать их к местным условиям, всегда останется востребованным
В весеннем выпуске бюллетеня MIT Sloan Management Review Николас Карр продолжил свои полемические заметки о будущем ИТ. В прошлом его идеи сурово критиковались одними и с восторгом принимались другими, но никто не называл их скучными. На этот раз он заявил корреспонденту Computerworld Кэтлин Меламьюке, что идея корпоративного ИТ-департамента себя почти изжила.
Вы назвали свою статью «Конец корпоративных вычислений». Почему?
Николас Карр |
До сих пор считалось, что предприятия должны располагать базовыми вычислительными ресурсами. Я думаю, что скоро настанет время, когда это положение будет пересмотрено, и компьютерные системы начнут перемещаться из предприятий к централизованным поставщикам услуг. Это перемещение подобно тому, которое мы видели 100 лет назад, когда все производители имели свои собственные электрические генераторы для питания машин и механизмов. Однако затем в течение 20-30 лет они отказались от этих генераторов и начали покупать электроэнергию у коммунальных служб. Как сегодня мы уже не говорим о внутрикорпоративной выработке электричества, так завтра, я думаю, мы не будем говорить о внутрикорпоративных вычислениях.
В последние несколько лет было много дискуссий о коммунальных вычислениях. Чем отличается ваш взгляд на них?
Я стараюсь рассматривать экономику бизнес-вычислений, не отвлекаясь на технологию коммунальных вычислений как таковую. Я утверждаю, что до настоящего времени большая часть дискуссий о коммунальных вычислениях затрагивала лишь отдельные случаи хостинга приложений, таких как Salesforce.com, или вопросы хостинга одной компанией Web-сайтов других компаний. Может показаться, что это — фрагментированное явление, которое имеет место лишь в нескольких компаниях, обеспечивающих ограниченное число услуг на условиях аутсорсинга. Я же полагаю, что коммунальные вычисления — это радикальное изменение всей сегодняшней модели бизнес-вычислений, основанной на раздроблении базовых вычислительных ресурсов, когда каждый вынужден покупать для себя почти одно и то же оборудование и программное обеспечение. Все эти ресурсы в конечном счете будут сосредоточены во внешних компаниях, что приведет к резкому повышению эффективности и выразится в снижении затрат и повышении надежности для пользователей.
Это больше похоже на постепенное развитие, чем на обвал, не так ли?
Абсолютно верно. Проснувшись завтра, мы еще не сможем удовлетворить все наши вычислительные потребности через настенную розетку. Для этого потребуется пара десятков лет. Это проблема поставщиков вычислительных услуг, чьи масштабы и опыт растут слишком медленно, чтобы в ближайшем будущем прийти на смену большим корпоративным центрам данных.
Процесс начнется с малых компаний, которым трудно покупать и содержать свои собственные системы. Они первыми перейдут к модели коммунальных вычислений. С ростом эффективности эта модель за счет масштабов получит преимущества перед большими корпоративными ИТ-системами.
Модель коммунальных вычислений влечет зависимость от единственного поставщика, которая вызывает обоснованное беспокойство у ИТ-специалистов. Как бы вы обеспечили добросовестность коммунальных служб? Это хороший вопрос, потому что существует опасность, что вопреки интересам отдельных пользователей слишком большая часть этой очень важной инфраструктуры попадет в руки слишком немногих компаний. Очень важно, чтобы сохранилась конкуренция как на уровне коммунальных компаний, так и на уровне поставщиков компонентов для них. Не думайте, что поставщики оборудования и программного обеспечения исчезнут; они лишь перейдут от поставок для пользователей к поставкам для коммунальных служб. Поэтому очень важно создать условия для жесткой конкуренции между всеми участниками. В конечном счете, как и с электричеством, это может потребовать правительственного регулирования и антимонопольных законов. На уровне отдельных компаний объединение ресурсов у одного поставщика имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В итоге, преимущества избавления от ответственности за дорогие и капризные ресурсы перекроют недостатки, связанные с передачей их в чужие руки.
В электроэнергетике не возникает рисков безопасности, присущих передаче данных. Как в аналогию с электричеством вписываются вопросы безопасности?
Я думаю, что централизация управления большей частью базовой информационной инфраструктуры в итоге увеличит уровень безопасности по сравнению с сегодняшней крайне фрагментированной распределенной моделью. Чем больше степень децентрализации ИТ-инфраструктуры, тем более она уязвима по ряду направлений. Одно из преимуществ модели коммунальных вычислений заключается в том, что успех коммунальной службы зависит от ее способности обеспечить безопасность.
С другой стороны, при консолидации данных без проблем не обойтись, и в технологии и политике придется ввести некоторые новшества, чтобы достичь уровня безопасности, необходимого для действительно крупномасштабных коммунальных служб. Но с течением времени под воздействием экономических факторов это неизбежно произойдет.
Вы утверждаете, что внешний поставщик возьмет на себя ответственность за все ИТ-потребности предприятия — от инфраструктуры и систем хранения до приложений. Не похоже ли это на надежду, что энергетическая компания будет заодно снабжать вас лампочками, телевизорами и пылесосами?
Конечно, нет. Ключевое различие между электричеством и ИТ — это число прикладных уровней, и я имею в виду не только прикладное программное обеспечение. Генерация и потребление электричества локальны — это нулевой уровень. В информационных технологиях над базовой инфраструктурой есть уровень прикладного ПО, которое имеет тенденцию исполняться в удаленном режиме. Использование выходных данных прикладных систем на предприятии — это нулевой уровень, который останется локальным. Как лучше всего использовать информацию в прикладных программах и как адаптировать имеющиеся бизнес-процессы к современным условиям — в этих вопросах решающее слово остается за предприятием. Разница в том, что о подведении фундамента позаботятся другие.
Какова, на ваш взгляд, судьба ИТ-департаментов?
ИТ-департаменты вряд ли сохранятся в нынешней форме, но я думаю, что останется нужда в людях, сочетающих глубокие технические знания с обширной осведомленностью о бизнес-процессах. Специалист, способный разобраться в продуктах внешних поставщиков и адаптировать их к местным условиям, всегда останется востребованным.