Techworld.com

Почему предприятия внедряют открытое программное обеспечение

Европейские предприятия используют открытое программное обеспечение именно из-за его качества и гибкости, а не просто из-за относительной дешевизны. Таковы результаты нового опроса IDC. По словам аналитика IDC Бо Ликкегаарда, опрос не только подтвердил, что открытое программное обеспечение широко применяется в важных корпоративных проектах, но и заставил усомниться в истинности многих бытующих сейчас представлений об использовании программ данной категории в компаниях.

Исследование, озаглавленное «Опрос конечных пользователей в Западной Европе: приоритетные расходы, аутсорсинг, Open Source и важность совместимости в 2005 году», показало, что во многих из участвовавших в опросе 625 компаний с числом сотрудников свыше 100 уровень использования решений на базе открытых программных средств является «значительным». Около 25% респондентов то же самое заявили в отношении операционной системы Linux, а остальные три четверти опрошенных компаний используют ее либо в ограниченном масштабе, либо в рамках пилотных проектов, либо рассматривают возможность применять ее в будущем.

Тем не менее операционную систему Linux по уровню использования на предприятиях опередили СУБД из разряда Open Source (около 33%). Из всего открытого программного обеспечения именно базы данных, а не операционные системы сейчас в первую очередь внедряются на предприятиях, и их успешная реализация может послужить аргументом в пользу применения других категорий программных средств, распространяемых в исходных текстах. «Пользователи все чаще и чаще говорят о целых ?стеках? открытых программных продуктов, предоставляющих для работы приложений исчерпывающую инфраструктуру», — заметил Ликкегаард. Примером тому может служить стек LAMP — Linux, Apache, MySQL и PHP или Perl.

Между тем, несмотря на активную рекламу, как показал опрос, открытые среды разработки, подобные Eclipse, особой популярностью пока не пользуются.

Свободно распространяемые решения зачастую рассматриваются как недорогие товары массового потребления, причем особо подчеркивается их стандартизация. Производители, предлагающие свои коммерческие продукты, в частности корпорация Microsoft, и расходующие огромные средства на исследования и разработку, утверждают, что в свободно распространяемом программном обеспечении вместо реализации новых идей повторяются уже существующие. Однако опрос показал, что в отраслях, где программные системы считаются самым важным компонентом конкурентоспособности (скажем, среди телекоммуникационных компаний, где программы служат базой для предоставления их основных услуг), решения категории Open Source пользуются все большей популярностью. Кроме того, они широко применяются и в сфере финансовых и бизнес-сервисов.

С другой стороны, отрасли, в которых программы рассматриваются как массовый продукт, значительно реже используют открытые программные системы.

Предприятия не считают низкую стоимость основной причиной для внедрения открытого программного обеспечения, хотя этот фактор обычно считается одной из основных причин его успеха. Напротив, многие утверждают, что основным преимуществом подобных решений является их гибкость, предусмотренная открытыми лицензиями.

Исследование показало (и это стало еще одним сюрпризом), насколько важной предприятия считают возможность адаптировать программные решения к своим собственным потребностям. Среди стандартных вариантов ответа на вопрос о причинах использования открытого программного обеспечения в IDC не предложили вариант о возможности доработки программ, но многие респонденты добавили его самостоятельно. Производители готовых коммерческих программных продуктов, как правило, всячески преуменьшают важность настройки открытых решений, утверждая, что пользователи не стремятся самостоятельно расширять программные системы.

«Предприятия не хотят создавать приложений с самого начала, но могут подготовить свои собственные дополнения к уже готовому приложению, — пояснил Ликкегаард. — Поскольку такие компании вступают в сообщество разработчиков Open Source, они могут предоставить другим свои наработки, которые, возможно, войдут в состав следующей версии. А это означает, что другие помогают вам адаптировать к своим нуждам имеющиеся программы».

По его словам, многие предприятия занимаются подобной доработкой, когда не могут найти коммерческий программный продукт, способный удовлетворить их требования.


Цифры

Высокая оценка и ожидания, связываемые со свободно распространяемыми системами, подтверждаются уровнем использования такого программного обеспечения


Парадигма Open Source глазами Microsoft

Подобно священникам римской католической церкви, выступающим перед протестантской паствой, представители корпорации Microsoft решили сосредоточить внимание участников конференции Open Source Business Conference на сходстве традиционных коммерческих инициатив с проектами разработки программного обеспечения с открытым кодом, тщательно избегая упоминаний о существующих между ними различиях.

Прекрасно понимая, что многие воспринимают Microsoft как ярого противника идей Open Source, руководитель программы Microsoft Shared Source Джейсон Матусов тем не менее заметил, что компании, выстраивающие свой бизнес вокруг открытого кода, на практике действуют точно так же, как и производители закрытого, коммерческого ПО.

«Лично для меня наиболее интересный вопрос в дискуссиях об Open Source на протяжении последних четырех лет заключается в обсуждении движения в сторону коммерциализации, — подчеркнул Матусов. — Производители коммерческого ПО, такие как IBM и Red Hat, содействуют дальнейшему развитию ядра Linux. Стратегия HP в отношении Linux также направлена на отстаивание собственных коммерческих интересов».

Учитывая, что Microsoft часто упрекают в попытках «привязать» клиентов к собственным программным технологиям, Матусов заметил, что клиенты оказываются привязанными к определенной технологии и в том случае, если выбирают программные продукты Red Hat.

По словам Матусова, многие производители открыли часть исходного кода своих программных продуктов, но эти шаги не затрагивают базовых активов, которые приносят им непосредственную прибыль. Microsoft же со своей стороны представила широкому сообществу технологию Template Libraries.

Разработчики как традиционного, так и открытого программного обеспечения должны продумывать вопросы обратной совместимости и дальнейшего развития своих продуктов.

«Не думаю, что компании, бизнес которых связан с открытым кодом, откажутся от так называемых вторичных продаж, — заметил Матусов. — Клиенты в свою очередь хотят получить за свои деньги нужные им ценности независимо от бизнес-модели, выбранной поставщиком».

Как справедливо отметил Матусов, стоимость лицензий на коммерческое ПО имеет тенденцию к снижению, тогда как интеграция программ остается дорогостоящей процедурой и обходится клиентам дороже стоимости лицензий.

Кроме того, Матусов поставил под сомнение реальную ценность самого факта доступности исходного кода для клиентов. Корпорация Microsoft открыла исходный код Windows и Office 2003 примерно 40 государственным учреждениям, но лишь в части из них удосужились хотя бы взглянуть на код.

По сути, открытый исходный код также является источником конкуренции между продуктами. Компании Red Hat и SuSe, к примеру, открыто соперничают друг с другом.

Инициатива Shared Source позволила клиентам корпорации ознакомиться с исходным кодом некоторых продуктов Microsoft. И сегодня руководство корпорации рассматривает возможность расширить рамки программы Shared Source, включив туда ряд дополнительных технологий, относящихся к инструментальным средствам разработки.

А набор инструментов Windows Installer XML уже сейчас распро?страняется на условиях бесплатного лицензирования.

Пол Крил, InfoWorld, США