«СвязьИнвест» через два года перейдет на «сети нового поколения»
Валерий Яшин: «Тарифная политика государства в области связи меняется мало, поэтому мы вынуждены внедрять новые, нерегулируемые услуги» |
Производители телекоммуникационного оборудования уже давно предсказывают закат традиционных телефонных технологий и бурный расцвет IP. Однако пока этот же лозунг не подхватят традиционные операторы, о реальном переходе на IP можно не говорить.
В России в большинстве своем традиционными операторами являются компании, объединенные в холдинг «СвязьИнвест». И вот на конференции «Связь и инвестиции в России», которая была организована «СвязьИнвестом» 8 апреля, Валерий Яшин, генеральный директор управляющей компании холдинга, объявил о том, что через два года традиционные операторы будут переведены на сеть нового поколения.
«Руководство «СвязьИнвеста» пришло к стратегическому решению приступить к созданию на существующей сети новой пакетной инфраструктуры связи», — заявил Яшин.
Традиционно на этой конференции «СвязьИнвест» подводит итоги своей деятельности за прошедший год. Оборот компании в 2004 году составил 185,5 млрд. руб., что на 23% больше, чем в прошлом. Затраты компаний холдинга также выросли и приблизились к 141 млрд. руб., тем не менее рост прибыли оказался на уровне 14%. Капитализация компании увеличилась с 3,3 млрд. долл. до 4,1 млрд. долл. При этом на развитие собственных сетей компании холдинга потратили 60 млрд. руб. В этом году «СвязьИнвест» ввел в строй 3,6 млн. телефонных номеров, из которых 1,5 млн. пошли на замену подключенных по аналоговым линиям. В результате компаниям холдинга сейчас принадлежит 34,5 млн. телефонных линий, что составляет 90% всех фиксированных подключений России. На каждые 100 жителей России приходится по 28 телефонов, причем только половина из них цифровые.
Однако в этом году Яшин свое выступление посвятил не столько итогам, сколько планам. Он считает, что будущее рынка за конвергенцией услуг и операторов. Если раньше каждая телекоммуникационная услуга предоставлялась по своей сети, то теперь есть технологическая возможность оказывать все услуги по одной, а клиент может выбирать то, что ему необходимо в текущий момент.
«Так, на время проведения рекламной кампании клиент может расширить емкость своего телефонного подключения, а потом отказаться «, — привел пример динамически выделяемой услуги Яшин.
К тому же некоторые компании в «СвязьИнвесте», например в Уральском регионе, начали предоставлять услуги широкополосного доступа. Компания также посчитала прибыльным оказание услуг кабельного телевидения — сейчас 587 тыс. человек уже являются клиентами кабельного телевидения, и «СвязьИнвест» будет развивать это направление бизнеса. Компания также активизирует свои действия по созданию центров обработки вызовов — таких центров на базе компаний холдинга в 2005 году должно быть создано 30.
Яшин заявил даже, что возможна конвергенция фиксированных и мобильных операторов.
Предприятиям «СвязьИнвеста» разрешено заниматься мобильной связью, и сейчас они консолидируют свои активы на этом рынке. Таким образом, «СвязьИнвест» собирается вести активную борьбу за мобильный рынок, на котором сейчас уже около 72 млн. абонентов и каждый месяц добавляется еще по 3 млн. номеров. Такие темпы роста невозможны для рынка фиксированной связи.
Яшин отметил и еще одну тенденцию развития рынка — консолидацию мультисервисных операторов. Дело в том, что телекоммуникационные услуги предоставляются на единой сети связи, различные фрагменты которой принадлежат разным операторам. Для телефонии такой единой сетью является телефонная сеть общего пользования, а для передачи данных — Internet. Логично предположить, что такой же процесс объединения ресурсов различных операторов в единую сеть должен произойти и для мультисервисной сети.
Здесь следует отметить, что предложенная стратегия развития не соответствует принятому закону «О связи». Поясняя суть новой редакции закона, Константин Новодережкин, заместитель департамента государственной политики Мининформсвязи, отметил, что «услуги связи в соответствии с законом привязаны к сетям». При этом для каждой отдельной услуги нужно получать лицензию и предлагать только те услуги, на которые у оператора есть лицензия. В результате оператор, построивший сеть нового поколения и предлагающий сервисы по запросу, должен иметь лицензии для каждой услуги в отдельности. Таким образом, закон «О связи», еще не полностью реализованный, — принято 16 постановлений правительства из 36 необходимых — уже не соответствует рыночной ситуации.