Министерство информационных технологий и связи РФ собирается изжить перекрестное субсидирование в отрасли телекоммуникаций
Борис Антонюк: «К 1 января 2007 года мы ликвидируем перекрестное субсидирование» |
Подготовленный Министерством информационных технологий и связи перечень лицензируемых услуг связи и лицензионных условий утвержден правительством. Как уже писал наш еженедельник («До свидания, карточки», Computerworld Россия, № 6, 2005), он содержит 20 наименований услуг, среди которых появилась «передача голосовой информации в сети передачи данных». Таким образом, операторы IP-телефонии, которые до сегодняшнего дня работали по лицензиям на предоставление услуг телематических служб, получили собственный вид лицензии, но... она распространяется только на связь между IP-устройствами. Мининформсвязи утверждает, что в ближайшее время получать новые лицензии участников рынка никто не обязывает. Как заверил заместитель министра информационных технологий и связи РФ Борис Антонюк, они могут спокойно работать до истечения срока действия текущих лицензий.
Однако есть «одна тонкость». В самом недалеком будущем будет принят ряд нормативных документов с более высоким правовым приоритетом, которые пункт за пунктом практически ликвидируют особые условия ранее заключенных лицензионных соглашений, вынуждая операторов прийти за новой лицензией. В числе таких документов правила присоединения к сети общего пользования, порядок осуществления взаиморасчетов между операторами и правила построения сетей.
«Сегодня некоторые операторы IP-телефонии живут за счет доходов других операторов, и это мы хотим устранить», — заявил Антонюк.
Пропорции между доходами и капитальными затратами у традиционных и «альтернативных» операторов различаются на порядки. «Ростелеком» обязан поддерживать сетевую инфраструктуру даже в регионах, где это нерентабельно из-за регулируемых государством тарифов. К началу 2007 года чиновники намерены ликвидировать перекрестное субсидирование, распределив нагрузку, которую несет «Ростелеком», на всех участников рынка.
«Мы должны перейти от регулирования тарифов к регулированию рынка на оказание услуг связи», — подчеркнул Антонюк.
Операторы IP-телефонии должны будут либо приобрести лицензии на предоставление услуг междугородной и международной телефонной связи (что влечет за собой выполнение требований по созданию соответствующей инфраструктуры), либо заключить агентские соглашения с теми, кто уже обладает такой инфраструктурой. Как пояснил директор Департамента государственной политики в области информационно-коммуникационных технологий Мининформсвязи Виталий Слизень, операторы, бизнес которых строится на продаже карточек IP-телефонии, по истечении срока действия текущей лицензии могут получить лицензию на оказание услуг местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа, став агентом «всех существующих в России операторов дальней связи». В итоге операторы дальней связи получат сеть ритэйлеров, а покупатели карточек IP-телефонии — практически неизбежное повышение цен. Впрочем, IP-телефония в ее нынешнем виде упоминалась представителями Мининформсвязи не иначе как в кавычках.
«Нельзя называть ужа ежом», — заявил Слизень.
По его словам, правительство не согласилось с доводами Федеральной антимонопольной службы, рекомендовавшей ограничить срок действия новых правил присоединения 31 декабря 2005 года, а затем отменить условия по количеству транзитных узлов для признания сети междугородной и запрет на обход каналов операторов дальней связи. Вот такие удивительные формы принимает борьба за демонополизацию рынка дальней связи.
Из 38 нормативных документов, которые должны быть приняты в дополнение к действующему закону «О связи», чтобы он заработал, 35 готовит Мининформсвязи, два — МЭРТ и один — ФСБ. В настоящее время подписано 13 постановлений правительства. Как ожидается, следующий пакет наиболее важных документов будет утвержден в течение марта, и к этому времени возобновится выдача операторских лицензий.
Срок принятия решения о выдаче лицензий органами Россвязьнадзора теперь ограничен 30 днями, а в случаях, когда речь идет о деятельности, связанной с использованием ограниченных ресурсов (например, номерной емкости или диапазона радиочастот), предельный срок составит 75 дней. Кроме того, решение в таких случаях будет приниматься по результатам проведения торгов (конкурсов), методику проведения которых также предстоит утвердить правительству.