В Калининграде создается система автоматизированного управления регионом
В № 47 за 2004 год наш еженедельник уже писал о том, что в Калининградской области, как на модели небольшого государства, проходят «обкатку» различные территориальные информационные системы. Целью таких проектов является создание автоматизированной системы управления регионом (АСУР), которая будет представлять собой единое межведомственное информационное пространство. Как полагают идеологи проекта, такая система обеспечит высокую эффективность управления областью, в том числе экономическую, и позволит снизить риски в процессе принятия управленческих решений. Главный принцип АСУР — автоматизация всего комплекса задач, «увязанных в единый алгоритм управления регионом». Проект такой системы был представлен делегацией от калининградских властей на заседании Минэкономразвития в декабре.
Игорь Краснянский: «Реализация системы ?одно окно? позволит не только ускорить процедуру пересечения границы, но и увеличить таможенные сборы» |
«В структуру системы войдут экономический регистр, подсистема персонального учета населения, подсистема ?Трансграничное перемещение?, информационно-аналитическая подсистема, подсистема документооборота, блок портальных решений, кадастр недвижимого имущества и некоторые другие элементы», — сообщил заместитель губернатора Калининградской области Игорь Краснянский. Также в АСУР войдет подсистема оперативного управления регионом.
Полномасштабное развертывание АСУР предполагается завершить в 2010 году. К настоящему времени исполнителями проекта проведено информационное обследование региона, разработаны предложения по составу и содержанию электронных административных регламентов при взаимодействии АСУР и федеральных систем управления. По словам Краснянского, данные предложения уже согласованы с Управлением по делам миграции и согласовываются с Федеральной таможенной службой и ФСБ. Кроме того, на сегодняшний день уточнено техническое задание на АСУР и проведена технико-экономическая оценка стоимости создания структуры управления, а также разработан эскизный проект всей системы.
Естественно, одной из главных преград на пути создания АСУР является проблема финансирования. По словам Краснянского, стоимость всей системы составляет порядка 30 млн. евро — такие расходы область позволить себе не может. Поэтому в ближайшие планы администрации области входит активное взаимодействие с федеральными властями, в том числе в части привлечения средств из федерального бюджета.
«В 2005 году мы будем рассматривать возможность солидарного финансирования работ Министерством экономического развития и торговли, Министерством информационных технологий и связи и заинтересованными субъектами РФ», — заявил заместитель губернатора.
Одной из важнейших частей будущей АСУР должна стать подсистема «Трансграничное перемещение».
«Структура этой подсистемы уже согласована с УПДМ, и сейчас начата отработка информационного обмена», — сообщил Краснянский.
По его словам, важность этой части проекта для региона трудно переоценить: в настоящее время Калининградская область принимает 25-30 тыс. мигрантов в год, из которых только около 5 тыс. «визовые», а остальные граждане СНГ. Поэтому реализация в АСУР концепции «одно окно» для пересекающих границу граждан и грузов является не «данью информационной моде», а насущной проблемой области, решение которой облегчит жизнь не только чиновникам, но в первую очередь, самим мигрантам.
Информационные системы, используемые сегодня различными службами в пунктах пересечения границы, с поставленными задачами не справляются — они не подключены друг к другу и не обеспечивают возможности обмена электронными данными между службами (каждой службе приходится заново вносить данные в компьютеры). В результате сегодня процедура пересечения границы и таможенной очистки является, по словам Краснянского, «весьма бюрократизированной», поскольку в ней участвует слишком много служб, причем контроль зачастую неоднократно повторяется.
О том, что будет представлять собой призванная решить все эти проблемы подсистема «Трансграничное перемещение», рассказал главный конструктор АСУР Владимир Недолужко. Подсистема будет состоять из двух модулей: «Миграция» и «Грузопоток». В задачу первого будет входить обеспечение притока в область трудоспособного населения и беспрепятственного перемещения российских граждан, а также сокращение незаконной миграции в область и страны Европы.
Соответственно модуль «Грузопоток» будет отвечать за эффективность внешнеторгового оборота, беспрепятственное перемещение грузов через границу и сокращение незаконного получения льгот при перемещении грузов. В частности, планируется вдвое уменьшить объем «серого» импорта и увеличить таможенные сборы на 200-300 млн. долл. в год.
Окон много, толку мало
На сегодняшний день ситуация с информатизаций служб пограничного контроля, мягко говоря, далека от идеала. Аппаратно большая часть существующих информационных систем (если таковые имеются) представляет собой компьютер с принтером для распечатки данных на бумаге для двух целей: передачи информации таможне и для архивирования. Эти отдельно стоящие ПК не подключены к другим системам, поэтому защита данных ограничивается паролями, которые система запрашивает при входе. Из приведенной таблицы видно, почему пересечение границы отнимает огромное количество времени и сил не только у мигрантов, но и у самих сотрудников пограничных служб (рис.)