Сегодня уже можно уверенно говорить о том, что в ближайшие годы борьба между производителями компьютеров будет все больше смещаться из технологической плоскости в эмоциональную. И победителем выйдет тот, кто сумеет убедить покупателя, что самый быстрый, надежный и, главное, подходящий персональный компьютер скрывается в корпусе именно с его логотипом
Понятие «российский компьютер» уже давно не ассоциируется исключительно со сборкой «на коленке», а заявления отечественных производителей о том, что локальные брэнды не только не уступают, а даже превосходят в ряде аспектов всемирно известные марки, подкрепленные «местной» гарантией и гибкой ценовой политикой, не кажутся голословными. На руку российским производителям играет и общемировая тенденция перевода понятия «компьютер» из области высокотехнологичных и сложных устройств в класс бытовой техники, такой же необходимой и доступной, как телевизор или холодильник. Самый показательный пример тому — появление компьютеров на полках не только специализированных магазинов, но и крупных сетей бытовой техники, где ПК соседствуют с пылесосами и микроволновыми печами.
В последнем месяце уходящего года свои концепции «идеального российского ПК» представили два крупных производителя — «Формоза» и Depo Computers. Концепции эти если не диаметрально противоположны, то весьма различны.
Depo ставит на цифровой дом
«Идея создания цифрового дома становится все более популярной среди российских покупателей — у людей появилась реальная потребность в универсальном устройстве, с помощью которого они смогут не только обмениваться информацией, обрабатывать и хранить ее, но и управлять всеми компонентами домашнего мультимедиа», — считает директор по маркетингу Depo Computers Егор Яковлев. По его словам, выходу на рынок компьютеров для домашних пользователей (это произошло 1 марта) предшествовали несколько месяцев подготовки, на протяжении которых изучались потребительские предпочтения, анализировались технические решения и формировалась единая продуктовая, маркетинговая и сервисная политика.
Результатом этой работы стала линейка ПК под названием Depo Ego, ее «изюминкой» являются модели Ego 470DHR и Ego 525DHR. Последние три буквы в их названиях означают соответствие конфигурации стандарту Digital Home Ready — разработанному в самой Depo набору требований к потребительским качествам домашнего ПК, наличие которых позволяет пользователям реализовать концепцию цифрового дома.
Соответствие компьютера новому стандарту в Depo поставили во главу угла кампании по продвижению Depo Ego. Усилия принесли результаты: по собственным данным Depo, за первую неделю было продано более 1,2 тыс. ПК Depo Ego, за два месяца — более 5 тыс., а всего за первые девять месяцев работы через торговые сети по всей России было реализовано более 60 тыс. таких компьютеров. В сентябре 2004 года количество проданных ПК превысило 15 тыс., при этом 12 тыс. из них были оснащены ТВ-тюнерами (что, по словам Яковлева, приблизительно равно годовому объему российского рынка этих устройств). На сегодняшний день, как утверждают руководители Depo Computers, Depo Ego является единственным российским ПК, продающимся в пяти крупнейших розничных сетях: «М-Видео», «Мир», «Техносила», «Эльдорадо» и Metro. Общее же количество торговых сетей, реализующих Depo Ego, превышает 50, а число магазинов — 360.
В магазины компьютеры поставляются в полностью готовом виде, но пользователь может заказать и индивидуальную конфигурацию. Что же касается стандарта Digital Home Ready, то ему сегодня соответствуют около 20% всех выпускаемых компьютеров линейки Ego. В 2005 году таких моделей станет еще больше, а на их продвижение в Depo планируют потратить более 1 млн. долл. (для сравнения — за март и апрель компьютеров Depo Ego было продано на сумму порядка 3 млн. долл.)
В планах компании — до 30 марта (конец 2004 финансового года для Depo) довести количество произведенных ПК линейки Depo Ego до 110 тыс. затем, продолжить расширение партнерской сети (на сегодняшний день Depo Ego продают более 100 компаний) и, конечно же, представить на суд покупателей новые модели своих ПК.
Центр компетенции — в магазине
«Несмотря на то что в 2004 году доля продаж ПК в России через сети бытовой техники продолжила рост и составила 5-10%, мы считаем, что в ближайшем будущем она вряд ли превысит 20-процентный уровень», — заявил председатель совета директоров группы компаний «Формоза» Александр Купряшкин. Вместе с тем, по его словам, наблюдается устойчивый рост продаж компьютеров для дома как в крупных, так и в небольших городах, при этом «люди готовы платить больше за компьютер промышленного производства известной марки, обеспеченный гарантией и сервисом». Кроме того, одной из главных тенденций ушедшего года Купряшкин назвал изменение качественно состава покупательской аудитории, среди которой становится все больше людей, «не являющихся специалистами в компьютерах».
Естественным ответом «Формозы» на такое положение вещей стало расширение собственной сбытовой сети — фирменных магазинов под названием «Formoza: волшебный мир компьютеров». В настоящее время под этим брэндом работают 210 магазинов по всей России, что, по словам Купряшкина, является самой крупной в стране специализированной компьютерной сетью. Причем число магазинов увеличивается каждый месяц, а благодаря запущенной в 2004 году активной рекламной кампании в прессе и на телевидении региональные компании проявляют к ПК Formoza все больший интерес. Только осенью минувшего года новые магазины «Formoza: волшебный мир компьютеров» появились в Рязани, Перми, Оренбурге, Нефтекамске, Железногорске, Ижевске, Твери, Екатеринбурге и Димитровграде. В течение 2005 года количество магазинов планируется довести до 300. Кроме расширения сети, в «Формозе» планируют повышать и ее качественный уровень. «Каждый наш магазин должен стать для потребителя своего рода центром компетенции, в котором покупателю не только продадут, но и подберут компьютер, оптимальный именно для него», — подчеркнул Купряшкин. Помимо полного комплекса услуг — от предпродажного сервиса до гарантийного обслуживания и модернизации — в фирменных магазинах покупатель также может воспользоваться услугой заказа компьютера индивидуальной конфигурации. По специальной электронной системе заказ передается в Москву, где в течение трех дней компьютер собирается и отправляется в магазин, из которого пришел заказ.
Сборка всех компьютеров в Москве является одним из корпоративных постулатов «Формозы». По мнению ее руководителей, «компьютер, даже собранный нашим партнером в регионе, — это уже не компьютер Formoza». Поэтому цена на ПК Formoza для конечного потребителя зависит от региона: в среднем доставка системного блока с монитором не превышает 40-50 долл. и примерно на такую сумму отличаются цены в столичных и региональных магазинах.
Судить о том, насколько эффективна такая схема работы, можно по показателям компании за минувший год: рост продаж ПК в дилерском канале составил 41%, рост общих продаж в РФ — 25%, а доля рынка увеличилась с 12 до 15%. Факторами успеха, помимо расширения дилерской сети и активного продвижения брэнда Formoza, руководители «Формозы» называют внедрение в самой компании ERP/CRM-решения MBS Axapta и расширение вендорского портфеля (в частности, теперь в модельном ряду ПК Formoza появятся конфигурации с графическими адаптерами nVidia и ATI).
На сегодняшний день модельный ряд ПК Formoza включает в себя пять продуктовых линеек: A-Class (компактный офисный ПК), C-Class (компьютер начального уровня), E-Class (полнофункциональный домашний компьютер), S-Class (мультимедийный центр) и M-Class (рабочая станция). Как видно из названий, обозначения для линеек позаимствованы из автомобильного мира — точно такие же буквы соответствуют различным моделям Mercedes-Benz. Основные каналы продаж этих ПК распределяются следующим образом: 55% покупают домашние пользователи, 25% уходит в сегмент малых и домашних офисов и 20% поставляется для нужд образовательных учреждений и госсектора. Таким образом, основой бизнеса компании являются именно домашние ПК.
Идеальный домашний ПК — версия Depo
Согласно результатам опроса потребителей в Москве и регионах, проведенного в 2004 году по заказу Depo Computers, главным требованием покупателей к домашнему компьютеру является его надежность — эту характеристику поставили на первое место более 95% опрошенных. Почти столько же хотят, чтобы при этом компьютер был еще и «безопасным», понимая под этим широкий спектр характеристик.
На третьем месте по популярности среди ответов находится доступность (этот параметр важен для 90% покупателей) — под ней понимается соотношение цена/производительность и готовность купленного ПК к эксплуатации. Следующей по степени важности является современность ПК (ее отметили 75% респондентов), то есть соответствие технических характеристик и функциональных возможностей некоему стереотипному уровню, определяемому рекламой, мнением знакомых и т. д.
Самым же показательным результатом исследования является тот факт, что около 70% опрошенных в числе важных преимуществ домашнего компьютера назвали его марку, которая, с их точки зрения, является залогом всех вышеперечисленных характеристик, и в первую очередь надежности. Также достаточно важен для российских покупателей и высокий уровень гарантийного обслуживания — в числе основных требований к ПК его назвали 65% респондентов.