Компания i2 провела круглый стол, посвященный проблемам SCM
Александр Яковлев: «Я рассматриваю пользу автоматизации как компенсацию отсутствия специалистов в области логистики» |
Логистика с точки зрения руководителя бизнеса — одни сплошные потери, а потому управление цепочками поставок есть управление потерями. Трудности, возникающие у предприятия на тернистом пути минимизации этих потерь, обсуждались на круглом столе, проведенном представительством компании i2 Technologies. Проблемы во всех звеньях логистической цепочки одинаково остры, что косвенно подтвердило участие в дискуссии сразу трех представителей только одной компании «Вимм-Билль-Данн».
По мнению директора по информационным технологиям и решениям «Вимм-Билль-Данн» Игоря Рыженко, особенно важна для логистики точность прогноза продаж, то есть правильное решение своей задачи маркетинговой службой. Примерно 5%-ная ошибка в расчетах на этой стадии к этапу планирования объема производства увеличивается на 20%. Учитывая расстояния, на которые товар необходимо доставить, и то, что он скоропортящийся, это означает прямые убытки. Однако погрешности, возникающие на каждой стадии планирования, в результате демпфируют ошибки в прогнозах спроса.
В компании Procter & Gamble, для которой сроки реализации менее критичны, ошибки прогнозирования объема продаж тем не менее выливаются в лишние расходы на содержание склада. Дистрибьюторские и ритейловые компании также не заинтересованы в создании излишних запасов, поедающих огромные ресурсы. Но, как отметил директор по логистике компании «Евросеть» Сергей Соловьяненко, не меньше, чем в точном определении спроса, дистрибьютор нуждается в минимизации неопределенности внутри самой цепочки поставок, ведь размер страхового запаса на добрую половину зависит от дисциплинированности поставщиков.
Таким образом, в каждом виде бизнеса специалисты ставят собственные акценты в управлении логистическими процессами.
Компания i2, поставляющая решение по управлению складом EXceed WMS компании SSA Global и собственные системы Supply Chain Management для управления цепочками поставок, работает в России два года. Всего ею реализовано около десятка проектов, включая текущие внедрения. Однако клиентов, автоматизировавших управление цепочками поставок в целом, можно пересчитать по пальцам одной руки: два отечественных металлургических гиганта РУСАЛ и «Северсталь» и два российских отделения крупных международных корпораций British American Tobacco и Coca-Cola, руководствующихся корпоративными стандартами головных офисов.
Рост числа внедрений сдерживается не возможностями имеющихся на рынке программных продуктов и даже не их немалой стоимостью. Автоматизация управления цепочками поставок требует реижиниринга бизнес-процессов предприятия либо выстраивания их заново. И это главное препятствие для широкого распространения программных инструментов из разряда SCM.
«Абсолютно бессмысленно покупать систему SCM, если компания не готова или не хочет менять бизнес-процессы», — отметил Рыженко.
Судя по всему, в большинстве российских холдингов логистические проблемы еще не набрали критическую массу, которая способна переломить ситуацию. Еще одним барьером служит сверхбыстрый рост бизнеса, не позволяющий формализовать процессы для их последующей автоматизации. В подавляющем большинстве отечественных компаний термин «логистика» до сих пор фактически является синонимом слова «таможня», и только сейчас руководители начинают приходить к пониманию необходимости управления логистическими процессами.
«Но, думаю, через год-два мы сделаем качественный скачок в этом направлении», — заметил директор по логистике «Национальной логистической компании» Александр Яковлев.
Пользу автоматизации можно рассматривать как компенсацию отсутствия профессионалов в области логистики. Факультеты, нацеленные на подготовку специалистов по логистике, в вузах появились, но готовят они «не тех людей», которые способны управлять процессами. Как отметили участники дискуссии, выпускники вузов способны решать узкоспециализированные задачи по управлению транспортом или складом, но системных специалистов среди них нет.