Решение корпорации IBM о продаже производства ПК китайской компании Lenovo Group, конечно, не стало громом среди ясного неба, как если бы, например, Ford Motor объявила, что продает торговую марку Mustang компании Hyundai. Но это недвусмысленное свидетельство масштабы перемен, с которыми сталкиваются производители ПК, даже тот производитель, имя которого фактически является синонимом самого продукта

Lenovo выплатит IBM 1,25 млрд. долл. в кассовой наличности и ценных бумагах, при этом корпорация сохранит за собой 18,9% акций Lenovo. Решение было принято на фоне достаточно скромных для IBM результатов на мировом рынке ПК. Уже несколько кварталов подряд корпорация отстает в тройке лидеров от основных конкурентов — Dell и Hewlett-Packard. В то же время ее ноутбуки ThinkPad пользуются устойчивым спросом у корпоративных пользователей, благодаря средствам обеспечения защиты и повышения надежности, которые имеют модели этого семейства. Положение IBM как фактического зачинателя этого рынка также добавляет корпорации очков у целого ряда клиентов.

Итак, почему же в такой достаточно благоприятной ситуации IBM решила постепенно уйти с этого рынка? Ответ прост. Подавляющему большинству компаний становится все труднее получать устойчивые прибыли от продажи ПК. Так, в частности, полагает Роджер Кей, вице-президент IDC.

Из всех ведущих производителей ПК только Dell, благодаря ее модели прямых продаж и жесткой политике в отношении управления складом, удается добиваться устойчивого роста оборота.

Рынок таких компонентов, как память и мониторы, подвержен значительным колебаниям. Кроме того, производителям ПК сложно выделиться из числа конкурентов, поскольку большинство использует одни и те же архитектуры и прибегает к услугам одних и тех же сборочных линий в Китае и на Тайване. Dell по-прежнему собирает ПК в Соединенных Штатах, но другие производители уже отказались от практики «домашнего» производства.

Компании, традиционно занимающиеся созданием аппаратного обеспечения, последние годы упорно ищут новые возможности для получения прибыли, не связанные с рынком ПК, который не только уже давно достиг зрелости, но и начал застывать в этом состоянии. Dell и HP организовали подразделения потребительской электроники, IBM стала уделять больше внимания развитию линии серверов старшего класса и программному обеспечению, а также решительно усилила свою сервисную структуру за счет приобретения в 2002 году PwC Consulting. Корпорация снизила расходы подразделения ПК за счет аутсорсинга продуктов и демпингового снижения цен на жесткие диски, но финансовые аналитики, исходя из показателей нормы прибыли, уже давно считали, что IBM следует продать производство ПК.

Контакт с Lenovo принесет IBM прибыль, сравнимую с прибылью от продажи ПК в течение десяти лет. В то же время корпорация сохранит наиболее важных клиентов, которые начинают использовать ноутбуки ThinkPad в качестве основного рабочего инструмента. Основным аргументом корпорации против продажи производства ПК было желание сохранить пакет предложений для корпоративных заказчиков, в который входили бы все типы устройств.

Lenovo благодаря контракту с IBM получает плацдарм для выхода на прибыльные рынки США и Европы. Несмотря на то что основной рост рынка ПК происходит за счет стран Азии, Восточной Европы и Южной Америки, все же корпоративный сегмент отличается большей нормой прибыли, нежели сегмент потребительских компьютеров.

В то же время IBM и Lenovo предстоит непростая задача: убедить корпоративных клиентов, что завтрашний ThinkPad останется тем же самым, прежним ThinkPad. На это обратил внимание Стефен Бейкер, директор по исследованиям компании NPD Techworld.

Поддержка на должном уровне торговой марки ThinkPad и сохранение клиентской базы станет серьезным испытанием для Lenovo, которая не имеет опыта продаж крупным американским компаниям.

IBM серьезно рискует, предоставляя Lenovo право сохранить за собой торговую марку ThinkPad. Клиенты, покупающие модели этого ряда уже недвусмысленно продемонстрировали, что их больше заботит функциональность этих машин, нежели цена. Lenovo предстоит преодолеть неизбежное в таких случаях предубеждение и доказать, что она может стать надежным гарантом репутации этой торговой марки. Пока еще рано рассуждать о том, как скажется на корпоративных пользователях переход производства к другой компании. Но небольшие предприятия, скорее всего, станут объектом агрессивного маркетинга конкурентов — Dell и HP, которые постараются перехватить тех, на обслуживание кого у IBM не будет времени, уверен Сэм Бхавнани, аналитик компании Current Analysis. Крупные корпорации станут объектами самого пристального внимания как со стороны IBM, так и со стороны Lenovo, которые постараются убедить их, что для клиентов ThinkPad все останется как было. Эти компании потребуют ясности в вопросе о том, могут ли они рассчитывать на двухгодичную поддержку со стороны IBM, могут ли они заказывать новые партии ноутбуков с предустановленными образцами их специализированного настроенного программного обеспечения, если им потребуется расширять свой бизнес.

Определенно только одно — корпоративных клиентов IBM ожидает период страхов, неопределенности и сомнений, причем конкуренты корпорации не преминут добавить ему остроты. В выигрыше от потрясений в положении гигантов ИТ-отрасли всегда оставались конкуренты, которые обращали себе на пользу сомнения клиентов.

Итак, IBM открывает еще один тур консолидации рынка ПК, и, вероятнее всего, она будет не последним крупным производителем, который захочет пересмотреть свой подход к бизнесу. По прогнозам Gartner, только три из десяти нынешних крупнейших производителей ПК останутся на рынке в 2007 году. Когда IBM, третий в мире производитель ПК, и Lenovo, занимающая восьмую позицию, объединяют силы, внимание переключается на HP. Председателю совета директоров и генеральному директору HP Карлтон Фьорине все еще приходится убеждать аналитиков, что покупка корпорации Compaq Computer стоила затраченного времени и усилий.

Недавно Фьорина призналась, что совет директоров компании уже рассматривал возможность серьезных перемен в бизнесе ПК. Если рост данного сегмента рынка в 2005-м останется на прежнем неудовлетворительном уровне, как и прогнозируется Gartner, HP может оказаться в том же положении, что и IBM перед сделкой с Lenovo.


Первая тройка рынка ПК

По результатам третьего квартала тройка лидеров мирового рынка ПК не изменилась