Компьютерный рынок, итоги III квартала 2004 года
По оценке компании ITResearch, в III квартале 2004 года на российском рынке было продано 1090 тыс. компьютеров. При этом 79,8% продаж приходится на настольные устройства, более 13% — на ноутбуки, 5,2% — на КПК и 2% — на серверы на платформе Intel. Доля мобильных и карманных устройств еще относительна невелика, но эти сегменты рынка продолжают демонстрировать завидную скорость развития. Если уровень продаж персональных компьютеров поднялся на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, серверный сегмент подрос на 16,7%, то ноутбуков было продано на 93,4% больше, чем в III квартале 2003 года, а объем продаж КПК увеличился на 214%.
Лидерами квартальных продаж персональных компьютеров стали «Аквариус», Depo Computers, Formoza, Hewlett-Packard и Kraftway, суммарная доля которых равнялась 18,7%. Состав первой пятерки в серверном сегменте отличается только одним участником: «Аквариус», Depo Computers, HP, IBM и Kraftway, вместе они контролируют 57,7% продаж. В сегменте ноутбуков лидируют ASUSTeK, «НКА-Групп» (торговая марка iRU), Rover Computers, Samsung и Toshiba, на их долю приходится 56,4% рынка.
Доля лидирующей группы поставщиков карманных компьютеров, в состав которой входят ASUSTeK, Fujitsu Siemens Computers, HP, Nokia и PalmOne, еще выше — 85,5% продаж в натуральном выражении. Если же в оценке этого сегмента учесть производство смартфонов, то пятерку лидеров квартала образуют, по данным исследовательской группы SmartMarketing: FSC, HP, Nokia, PalmOne и SonyEricsson.
По оценкам SmartMarketing, объем продаж КПК, смартфонов и коммуникаторов на российском рынке в III квартале 2004 года составил 55,5 тыс. штук, что на 57% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом произошли существенные изменения в позициях игроков рынка и программных платформ. Доля устройств на платформе Windows Mobile упала до 27% (с 50% в третьем квартале 2003 года), Palm OS — до 19,8% (с 41,8%). Зато доля Symbian OS увеличилась почти в десять раз — с 5,8 до 53%, а всех остальных платформ — уменьшилась также примерно в десять раз — с 2,4 до 0,2%. Среди «других» продолжается развитие устройств на базе Linux, но объем продаж остается незначительным.
Аналитики SmartMarketing считают, что изменения в рыночной диспозиции стали результатом внутренней перестройки рынка и активизации производителей смартфонов. Бурный рост сектора Symbian OS обусловлен не только нехваткой новых моделей у вендоров, работающих с Windows Mobile и Palm OS, но и активным расширением производителями сотовых телефонов линеек аппаратов старшего класса, в роли которых все чаще выступают смартфоны.
Среди карманных устройств на базе Windows Mobile первую тройку возглавляет HP iPAQ, его доля составила 57,1% в объеме продаж КПК этой платформы, за ней идут FSC (15,3%) и ASUSTeK (10,5%). В секторе Palm OS доминирует компания PalmOne (88,3%), за которой следует Sony (11,8%). Структуру сегмента Symbian аналитики не огласили.
Исследования указывают, что 83% покупателей смартфонов ранее КПК не имели, таким образом, «умные» устройства не вытесняют карманные компьютеры, как это неоднократно предсказывалось, а образуют самостоятельную товарную группу. В пятерку крупнейших розничных поставщиков КПК и смартфонов в третьем квартале аналитики SmartMarketing включили «Вобис», Dixis, «Марвел», PalmShop.ru и RRC.
Symbian OS делает рывок
По используемой в КПК и смартфонах программной платформе расклад сил на российском рынке в III квартале 2004 года разительно отличается от аналогичного периода прошлого года. Аналитики SmartMarketing считают, что изменения в структуре рынка произошли в результате его внутренней перестройки и активизации поставщиков смартфонов. Стремительный рост доли устройств на базе операционной системы Symbian вызван как недостатком новых моделей у поставщиков устройств на платформах Windows Mobile и Palm, так и расширением производителями сотовых телефонов линеек аппаратов старшего класса