Нынешний форум, посвященный программным технологиям Hewlett-Packard — HP Software Universe 2004, — оказался самым масштабным за последние годы. Около трех тысяч его участников собрались в Мадриде. Следуя многолетней традиции, на этом европейском форуме HP представляет стратегические направления развития своих программных продуктов и делает наиболее важные анонсы
ПО СЛОВАМ Норы Денцел, опираясь на свою экспертизу в управлении ИТ-инфраструктурой и ИТ-сервисами, HP готова сделать следующий шаг к синхронизации ИТ и бизнес-процессов — к управлению бизнес-сервисами |
Стратегией HP в целом остается движение к «адаптивному предприятию» — создание таких ИТ-инфраструктур, которые способны гибко поддерживать любые изменения в бизнесе компаний. По словам Норы Денцел, старшего вице-президента HP, программное обеспечение играет ключевую роль в реализации данной стратегии, являясь своего рода «клеем» между ИТ и бизнесом. Для HP магистральным направлением в области программного обеспечения всегда было управление ИТ-инфраструктурой, которое в последние годы трансформировалось в управление ИТ-сервисами, приблизив тем самым информационные службы предприятий к построению равноправных взаимоотношений с бизнесом. Как отметила Денцел, опираясь на свою экспертизу в управлении ИТ-инфраструктурой и ИТ-сервисами, HP готова сделать следующий шаг к синхронизации ИТ и бизнес-процессов — к управлению бизнес-сервисами (Business Service Management, BSM), что позволит установить точное соответствие между этапами бизнес-процесса и элементами ИТ-инфраструктуры и регулировать производительность ИТ-ресурсов в зависимости от потребностей бизнеса.
Кирпичики в реализации стратегии BSM — программные продукты, вошедшие в состав семейства HP OpenView в результате приобретений (только в нынешнем году HP купила восемь компаний) и собственных разработок. В центре внимания мадридского форума была анонсированная еще летом система Business Process Insight (BPI). Данное решение позволяет установить связь между бизнес-процессом и поддерживающими его ИТ-сервисами — приложениями, аппаратно-программными ресурсами — и отслеживать зависимость выполнения процесса от их функционирования. BPI строит схему бизнес-процесса, представляя его в виде последовательности этапов, каждый из которых можно развернуть в дерево поддерживающих ИТ-сервисов. Мониторинг производительности бизнес-процесса предоставляет отчетность о возникающих проблемах в терминах, понятных бизнес-пользователю, а причины проблемы выясняются путем анализа параметров информационных ресурсов, который реализуется модулями OpenView по управлению ИТ-сервисами.
Таким образом, с помощью BPI ведущий ИТ-менеджер или менеджер бизнес-подразделения оперативно обнаружит, что на определенном этапе бизнес-процесса что-то происходит не так, например падает уровень продаж какого-либо продукта, а ИТ-специалисты помогут ему найти причину проблемы на уровне инфраструктуры, например сбой приложения, возникший из-за перезагрузки соответствующего сервера. Выстроить эту цепочку сверху донизу позволяет полная интеграция решений в составе HP OpenView, от мониторинга производительности бизнес-процесса в BPI до анализа проблем инфраструктуры в модуле Service Desk и определения узких мест в сетях и системах с помощью данных из модулей HP Operations или HP Network Node Manager.
Менеджер автоматизации вместо «коммунального» центра данных
Управление изменениями и конфигурациями — еще одна важная область для синхронизации процессов в бизнесе и ИТ-инфраструктуре. Пакет приложений Radia, вошедший в состав HP OpenView в результате приобретения компании Novadigm, автоматизирует обнаружение, учет программных и аппаратных ресурсов, установку прикладных пакетов и операционных систем на рабочие места пользователей и серверы, а также поддерживает заданные конфигурации. Следующий шаг — автоматическое выделение или перераспределение ресурсов (provisioning) в ответ на изменение в потребностях определенного этапа бизнес-процесса. Эта возможность уже есть в арсенале OpenView — ее реализует продукт компании Consera, также приобретенной в нынешнем году. Объединив функциональность систем Novadigm и Consera, обогатив ее интеллектуальными средствами планирования ресурсов в интересах бизнес-процесса, разработанными в HP Labs, компания выпустила новое решение, названное Automation Manager. Данный программный инструментарий включает возможности виртуализации представления ИТ-ресурсов, мониторинга и анализа производительности бизнес-процесса, моделирования бизнес-процессов и их связей с ИТ-сервисами и ресурсами, обеспечивает автоматическую реконфигурацию ресурсов центра данных для оптимизации выполнения различных этапов бизнес-процессов.
Automation Manager приходит на смену программному обеспечению Utility Data Center, от которого в HP решили отказаться, признав его слишком сложным и дорогостоящим. По существу, Automation Manager решает те же задачи автоматизации выделения ресурсов в виртуализированной информационной среде, но будет поддерживать ИТ-инфраструктуры на базе стандартных недорогих решений, например на базе «лезвийных» серверов (такая конфигурация использовалась для демонстрации работы нового продукта на выставке в рамках форума HP). Как утверждают в компании, большая часть специалистов, занимавшихся разработкой Utility Data Center, теперь будет развивать технологию Automation Manager.
Новинки Service Desk
Все «изыски» HP в области управления бизнес-сервисами опираются на функциональность Service Desk — базового решения для реализации принципов управления ИТ как сервисом. На форуме было объявлено о выпуске новой, пятой версии этого продукта. Это важное событие, если учесть длительный промежуток времени с момента выхода предыдущего релиза системы и количество новшеств в свежей версии. Service Desk включает функции обработки обращений пользователей и управления инцидентами и проблемами, а также модули управления изменениями в ИТ-инфраструктуре и управления уровнем ИТ-услуг. Значительная часть новшеств очередной версии продукта касается его интерфейсных возможностей. Так, теперь пользователи Service Desk смогут работать с Web-консоли. В новой графической оболочке появилось средство для «монтирования» в интерфейс Service Desk интерфейсов других модулей OpenView для параллельного мониторинга сетей и систем. Эта возможность направлена на реализацию одной из стратегических задач развития OpenView — создания единого графического интерфейса для всех модулей семейства.
С тем чтобы осуществить более тесную интеграцию продуктов, в OpenView ведется работа над формированием общей базы для всех управленческих данных. С этой целью в пятой версии Service Desk переработана структура базы данных, объекты которой теперь могут использоваться в других решениях OpenView. В новой версии поддерживается идеология тонкого клиента, реализована специальная панель для визуализации критической информации об ИТ-сервисах, дается графическое представление элементов базы данных конфигураций ИТ-ресурсов. В системе предоставляется единая точка авторизации пользователей для работы со всеми модулями Service Desk. Новая графическая среда для разработки соглашений об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA) позволяет отслеживать их выполнение и визуально выявлять ситуации нарушения соглашений или близкие к таковым.
Русский день в Мадриде
Не первый год отечественная делегация на европейских форумах по программным технологиям HP одна из самых представительных. И в нынешнем году более сотни специалистов из российских партнерских компаний и предприятий-заказчиков приняли участие в конференции. Впервые для них было организовано специальное мероприятие, «Русский день», на котором сотрудники московского офиса HP рассказали о наиболее интересных технологических новинках, представленных в докладах и на выставке. Интерес к такой расстановке акцентов, с точки зрения специалистов, знающих особенности российского рынка, оказался столь велик, что в перспективе организаторам подобного мероприятия стоит подумать о более масштабных помещениях для его проведения.
В «Русском дне» принял участие вице-президент HP по продажам программных продуктов Питер ван дер Флюит. Помимо ставших уже дежурными заявлений о важности российского рынка для компании как одного из наиболее динамично растущих и развивающихся, ван дер Флюит сообщил интересную информацию о том, что факт большой важности найдет отражение не только в повышенном внимании к уровню продаж в России, но и в поддержке разработки программных решений силами местных специалистов.
У HP есть конкретные планы по созданию в России центра разработки для развития программных продуктов компании и партнерских решений. Центр будет ориентироваться в основном на системы для телекоммуникационной отрасли — ключевое направление программного бизнеса HP наравне с управлением ИТ-инфраструктурой.
Кроме того, в HP намерены активизировать свою деятельность в России по пропаганде принципов ITIL — стандарта для управления ИТ-сервисами, на котором базируются собственные ITSM-решения компании. В частности, по словам ван дер Флюита, HP будет способствовать росту рядов российских специалистов, сертифицированных по ITIL.