«Электронный супермаркет» Softkey рапортует об успехах продаж программного обеспечения

Несмотря на то что по сравнению с западными странами Internet-торговля в России развита слабо, в отдельных ее сегментах наблюдается быстрый рост. Один из них — дистрибуция программных продуктов через специализированные Internet-магазины. Причин, по которым россияне охотнее других товаров приобретают в Глобальной сети именно программы, несколько.

Во-первых, уровень ИТ-грамотности покупателей программ по определению выше, чем, скажем, у потребителей бытовой техники или канцелярских товаров. Во-вторых, в отличие от всех остальных товарных групп в большинстве случаев покупатель получает необходимый продукт немедленно, не проводя несколько часов или дней в ожидании курьера с заказом, — скачав и установив нужный дистрибутив, программой можно начать пользоваться через считанные минуты после покупки. И в-третьих, покупатели программного обеспечения, имеющие представление о механизмах Internet-оплаты, с меньшим опасением делятся с продавцом номерами своих кредиток, а это, как известно, весьма простой и эффективный способ оплаты в электронных магазинах.

«Живое доказательство» справедливости этих аргументов — Internet-магазин Softkey.ru.

По словам генерального директора компании «Софткей» Феликса Мучника, в этом году темпы роста доли Internet-дистрибуции программного обеспечения в России продолжают увеличиваться. При этом, по статистике Softkey, отмечен рост всех показателей: число авторов, продающих свои программы через Internet-магазин, за год выросло в полтора раза, а количество продуктов в каталоге практически удвоилось, достигнув почти 8 тыс.

Всего в нынешнем году в Softkey выписали около 50 тыс. счетов и продали 100 тыс. программ. Оборот же компании за десять месяцев этого года в два раза превысил аналогичный показатель за весь 2003 год.

В прошлом же году рост оборота Softkey по отношению к 2002 году составил около 50%.

Рост количества покупателей в период с декабря прошлого года до середины текущего зафиксирован на уровне 64%.

По словам Мучника, сегодня клиентами Internet-магазина являются самые разные категории покупателей — от домашних пользователей до крупных компаний, — приобретающие продукты стоимостью от 2 долл. до 80 тыс. долл. Причем для многих из них покупка через Softkey стала первым опытом приобретения лицензионного продукта. Помимо конечных пользователей, «отовариваются» в Softkey и дилеры, которых насчитывается уже более полутысячи.

Лидерами продаж в 2004 году в магазине Softkey стали ABBYY Finereader и ABBYY Lingvo, WinRAR, The Bat!, Outpost Personal Firewall, Far и др. При этом, как сообщили представители ABBYY, в их бизнесе онлайн-продажи занимают примерно 6% общего объема продаж, что вдвое больше, чем до передачи Softkey прав на дистрибуцию своих программных продуктов.

У другого «вендора» Softkey, компании Agnitum (разработчик сетевых экранов Outpost), доля онлайн-продаж в общем объеме бизнеса гораздо выше и составляет порядка 65% (при этом за дистрибуцию в России и СНГ отвечает только Softkey).

«В западных странах средняя доля продаж через Internet для производителей программных продуктов составляет порядка 7-10%, и в России ситуация постепенно приближается к мировой», — отметил Мучник.

Другая позитивная тенденция — рост количества покупателей, использующих при оплате пластиковые банковские карты.

«Если раньше частные лица из полутора десятков способов оплаты чаще всего предпочитали перевод денег через Сбербанк, то сегодня платежей по картам становится все больше», — заявил Мучник. Преимущества такого способа оплаты налицо: в отличие от перевода, который может идти неделю, платеж осуществляется почти мгновенно.

Что же касается другой традиционной проблемы дистрибьютора программных продуктов — пиратства, то эта сторона деятельности в Softkey «отдана на откуп» ассоциации «Русский щит». Со своими обязанностями, по словам Мучника, ассоциация справляется неплохо, принимая меры по пресечению как традиционных каналов продавцов контрафакта, так и онлайнового пиратства (сайты с бесплатными версиями программ и инструменты для взлома защиты программных продуктов).

В ближайших планах Softkey — открытие представительств в Польше, Эстонии и Болгарии, расширение ассортимента за счет продуктов западных вендоров, рекламная кампания, направленная на повышение популярности российского программного обеспечения, запуск новых услуг для авторов и развитие дилерской сети.


Internet-дистрибуция ПО в цифрах

По оценкам РБК, доля тиражного программного обеспечения в общей структуре продаж на российском ИТ-рынке выросла с 5% в 2002 году до 17% в 2003-м, при этом темпы роста самого рынка составляют 42%, а около 70% ПО импортируется. Недельная аудитория Internet, по данным фонда «Общественное мнение», составляет 8% россиян.

По статистике Softkey, в этом году 77% заказов были сделаны частными лицами, а 23% — корпоративными клиентами. В денежном отношении это распределение прямо противоположное: 68% оборота составили платежи юридических лиц, а 32% — частных покупателей. Причем за три года работы Softkey эти соотношения практически не изменились. Зато соотношение различных способов оплаты в этом году претерпело изменение: доля расчетов через «Сбербанк» упала с 55% в 2002 году и 45% в прошлом до 39% в нынешнем, а количество платежей по кредитным и скретч-картам различных платежных систем возросло с 22% в 2002-м и 27% в прошлом до 32%.

Также медленно, но растет количество клиентов Softkey, проживающих за пределами Московской области: в 2002-м и в прошлом году они составляли 58, а в этом — 61%. Повышается и лояльность клиентов — за три года процент повторных покупок увеличился до 14,1%.

Среди типов программ самыми быстрорастущими за три года стали продукты, относящиеся к категориям «Безопасность», «Мультимедиа, графика и дизайн», «Офисные программы» и «Утилиты». Самая же большая доля в бизнесе Softkey (около 60%) приходится на программы категории «Internet, локальные сети», а на втором месте по популярности (около 20%) — «Антивирусная защита». При этом покупатели охотно откликаются на постоянное расширение ассортимента: если в декабре 2002 года на продукты десяти самых популярных авторов приходилось свыше 80% продаж, то в июле этого года их доля составила примерно 65%.