В планах BenQ — стать за ближайшие два года ведущим поставщиком проекторов
Конвей Ли: «Наша корпоративная философия гласит: либо быть в тройке лидеров, либо вообще уходить из сегмента рынка»

В последние годы рынок про?екторов развивается очень динамично, а его участники не только постоянно совершенствуют технологии, но и находят новые сферы для их применения. Из больших презентационных залов проекторы перебираются и в маленькие офисы, и даже домой, дополняя, а порой и заменяя собой привычные телевизоры. Соответственно, продажи устройств всех типов неуклонно идут вверх, делая этот сегмент привлекательным для все большего количества компаний. О том, как обстоят дела у одного из ведущих производителей проекторов — компании BenQ, рассказывает президент BenQ Europe Конвей Ли.

Во время презентации новых проекторов вы уделяли большое внимание положению BenQ относительно других участников рынка в различных сегментах и регионах. Почему именно эта сторона бизнеса для Вас так важна?

BenQ придерживается следующей стратегии: в каждом продуктовом сегменте необходимо либо входить в тройку лидеров (в идеале — занимать первое или второе место), либо вообще в нем не работать. Это наша корпоративная философия, и мы считаем, что только таким образом сможем эффективно вести бизнес.

Сегодня позиции BenQ в мире достаточно сильны, однако о лидерстве говорить еще рано. Что делает компания для того, чтобы удерживать существующие и завоевывать новые рыночные ниши?

Каждый год около 4% наших доходов мы вкладываем в НИОКР. Естественно, 4% — это средний показатель для всех продуктовых линеек: для новых продуктов он выше, а для тех, что уже давно присутствуют на рынке, соответственно, меньше. Другая составляющая успеха для нас — это технологические альянсы. Сегодня никто не может изготавливать сложный технологический продукт полностью самостоятельно, поэтому важность выбора подходящего партнера трудно переоценить. Так, для проекторов нашей компании DLP-чипы производит Texas Instrument, а оптическую часть поставляет Philips. Также большое внимание в BenQ уделяется логистике и постоянному обновлению модельного ряда в соответствии с требованиями рынка. Все эти составляющие позволяют нам с уверенностью утверждать — сегодня BenQ полностью готова стать лидером в производстве проекторов.

Что вы понимаете под словом «го?това»?

Говоря о готовности, мы подразумеваем наличие у BenQ всех необходимых средств для того, чтобы стать лидером рынка. Но кроме качественной продукции по конкурентоспособной цене нам нужно время, и показатели нашего роста за последние два года говорят сами за себя: в 2002 году мы находились примерно на 20-й позиции, а сегодня вплотную приблизились к тройке лидеров. Наша ближайшая цель — войти в эту тройку в течение двух лет.

Ваша цель стать «вендором номер 1» распространяется на сегмент проекторов для домашнего использования или устройств для бизнеса?

И на тот, и на другой. Чтобы стать глобальным лидером, а именно к этому стремится BenQ, необходимо быть первым во всех сегментах рынка, поскольку ведущие позиции в каком-либо одном секторе не гарантируют успеха в целом. Применительно к проекторному бизнесу для нас это означает стремление играть на всех рынках: от домашнего до профессионального, выпуская устройства яркостью от 1000 до 10 тыс. ANSI-люмен и продавая их через все возможные каналы — традиционный аудио- и видеотехники, ИТ-канал и т. д.

Однако зачастую потребители предпочитают устройства не «глобальных» компаний (таких, как Samsung, LG и т. д.), а узкоспециализированных производителей. Что может противопоставить BenQ таким нишевым лидерам, играя «на их поле»?

В конкурентной борьбе мы придерживаемся тактики «индивидуального подхода»: одни компании мы стараемся превзойти в плане технологий, по сравнению с другими у нас более привлекательная цена или маркетинговая политика и т. д. Тем не менее у любой компании есть сегменты, в которых ее позиции исторически сильнее, чем в остальных — для нас это рынок малого и среднего бизнеса, именно в нем мы ближе всего к лидерству. Второй по степени важности для BenQ сегмент — это корпоративные устройства старшего класса, в настоящее время мы пытаемся использовать опыт, накопленный при работе на рынке малого и среднего бизнеса для продвижения нашей продукции на этот, более требовательный. Точно так же мы планируем расширять свои позиции и «вниз», в сегмент более доступных и простых устройств.

Кроме того, мы стараемся быстрее других предлагать новые модели, внедрять прогрессивные технологии — ведь в проекторном бизнесе (как и большинстве других ИТ-отраслях), если еще три года назад в конкурентной борьбе побеждали самые крупные игроки, то сейчас успех на стороне самых «быстрых». Расстановка сил меняется на глазах: вчерашние лидеры, например, Philips и InFocus несколько ослабили свои позиции, а недавние новички, такие как HP и Dell, напротив, увеличивают свою долю.

А как позиционирует себя BenQ?

Мы не претендуем на имидж производителя изделий класса «люкс», но и не стремимся предлагать самые дешевые устройства. Наше предложение можно сформулировать как «качество по разумной цене». Также большое внимание мы уделяем имиджу наших продуктов.

Означает ли это, что основная масса проекторов BenQ продается через традиционный канал продвижения аудио- и видеотехники, в большей степени ориентированный на конечного потребителя?

Нет. Сегодня в мировом масштабе разница между ИТ- и аудио-, видеоканалами минимальная, хотя больше половины наших проекторов продается именно через последний.

В модельном ряду BenQ присутствуют как проекторы для домашних кинотеатров, так и ЖК-телевизоры, предназначенные для этой же цели. Как вы считаете, какая технология в итоге возьмет верх?

Однозначного ответа на этот вопрос, на наш взгляд, сейчас не может дать никто. Во-первых, потому, что обе эти технологии сравнительно молодые и имеют большой потенциал для дальнейшего развития. Во-вторых, из-за того, что в зависимости от региона потребители нуждаются в разных средствах для домашнего видео: в США, где основная масса населения проживает в частных домах, проекторы в качестве замены ЖК-телевизоров или плазменных панелей очень популярны. Европейские же покупатели, как правило, живут в небольших квартирах, где организовать полноценную комбинацию из проектора и экрана попросту негде. Кроме того, сейчас цена такого решения достаточно высока. Вполне возможно, что в будущем в наших домах будут сосуществовать обе технологии — проектор в гостиной и ЖК-телевизор в спальне или на кухне. Пока же, по данным BenQ, только 10% покупаемых во всем мире проекторов используются в домашних кинотеатрах, а основная масса идет в бизнес-сегмент.


Позиции BenQ в мире

По итогам двух последних лет BenQ показала самые высокие темпы роста (220%) по количеству проданных проекторов: если в прошлом году этот показатель составил 125 тыс. устройств, то в этом — порядка 400 тыс. На втором месте по «скорости» оказалась компания Coretronic (300 тыс. проекторов в этом году против 134 тыс. в прошлом, рост 124%). Темпы роста продаж у остальных игроков рынка существенно ниже: 37% у Toshiba, 25% у NEC, 20% у Hitachi, 18% у Sanyo, 10% у Epson и только 4% у InFocus (по данным Techno System Research).

В целом, по результатам первых двух кварталов 2004 года BenQ находится на четвертом месте в мире по количеству произведенных проекторов (включая устройства, изготовленные для других компаний в рамках OEM-соглашений) и занимает около 9,5% рынка. Первая позиция по-прежнему принадлежит InFocus (около 13% рынка), на втором месте Epson (10%), на третьем — Hitachi (немногим менее 10%). Далее следуют Coretronic (9%), Sanyo (8%), NEC (7%) и Sony (6,5%).

BenQ является лидером в сегменте DLP-проекторов, а также, по итогам третьего квартала, входит в первую пятерку поставщиков проекторов в более чем десяти странах (включая Германию, Италию, Испанию и Россию). В нашей стране, по данным BenQ, компании принадлежит порядка 9,6% рынка и, соответственно, четвертое место среди вендоров.