По случаю юбилея в IBM вспомнили, кто «пригласил» корпорацию работать в нашей стране и провели конференцию, посвященную концепции on demand
В 1972 году корпорация IBM заключила первый официальный контракт в СССР — на поставку компьютеров в Министерство химической промышленности. Интересно в нем также то, что подписан со стороны советского министерства он был Юрием Лужковым. Два года спустя корпорация открыла в Москве представительство. Именно поэтому в ноябре 2004 года IBM отмечает 30-летие своей работы в нашей стране.
С фильма об истории IBM в России и поздравлений с юбилеем европейских менеджеров и российских партнеров начался традиционный осенний бизнес-форум компании, который проходит уже в шестой раз. Но затем тон выступлений форума сменился на сугубо деловой. В пленарных докладах и на четырех параллельных сессиях речь шла о стратегии IBM on demand, технологических основах ее реализации, опыте отечественных компаний по внедрению решений IBM.
Главной идеей стратегии «по требованию», предложенной IBM осенью 2002 года, является создание такой среды, которая способна быстро, гибко и эффективно реагировать на изменения — внутренних задач предприятия, требований его клиентов и партнеров, внешних экономических условий. Выступивший на форуме директор IBM по маркетингу технологий операционной среды on demand Энджел Диаз определил ключевые компоненты концепции. Это, во-первых, сквозные, прозрачные бизнес-процессы, полностью интегрированные как внутри компании, так и с внешними партнерами, поставщиками и клиентами, а во-вторых, технологии, поддерживающие такие процессы и обеспечивающие их адаптивность. Диаз подчеркнул, что информационные технологии сами по себе уже мало кому интересны — важна их роль как фундамента для реализации новых принципов бизнеса. Но для этого многое должно поменяться в принципах организации самих ИТ-инфраструктур в компании. Диаз выделил основные направления этих изменений: от монолитных, ресурсоемких решений к модульной архитектуре взаимодействующих сервисов, от «силосных башен» автоматизации отдельных бизнес-задач к свозной интеграции всех компонентов, необходимых для поддержки бизнес-процесса.
IBM предлагает свои решения и для структурирования бизнес-процессов в среде on demand, и для реализации технологического фундамента своей стратегии. Для бизнеса компания разработала и запатентовала новый подход — компонентную бизнес-модель (Component Business Model, CBM). CBM позволяет определить все дискретные компоненты бизнес-процессов компании и выделить с учетом отраслевой специфики те процессы и функции, которые имеют ключевое значение для ее прибыльности и конкурентоспособности.
Операционная среда бизнеса «по требованию» объединяет технологические решения IBM. Ее краеугольные камни — механизмы интеграции, средства управления ИТ-инфраструктурой и разработка, ориентированная на поддержку бизнес-задач. Хотя понятие операционной среды охватывает весь спектр продуктов IBM — от лезвийных серверов до мэйнфреймов, от операционной системы до портала, нетрудно заметить, что первую скрипку в ней играют программные решения. На системах семейства WebSphere лежит задача интеграции приложений в единый бизнес-процесс и разработки этапов этого процесса как прикладных сервисов. Модули системы Tivoli занимаются управлением. Значительная часть работы по виртуализации серверных ресурсов и систем хранения — важнейший компонент адаптивной архитектуры — реализуется в новой системе IBM Virtualization Engine на программном уровне. Главная тенденция в развитии пяти основных семейств программных решений корпорации — тесная интеграция их между собой на основе принципов сервисно-ориентированной архитектуры (service-oriented architecture, SOA): именно SOA должна поддерживать бизнес-процессы в ИТ-среде для бизнеса «по требованию». И второй важный момент — стандарты, которые позволят включать в общую картину разнородные компоненты, не ограничивая пользователя технологиями IBM.