Главной задачей производителей, похоже, становится убеждение пользователей в том, что пресловутая лицензия в первую очередь является активом бизнеса, и только во вторую — индульгенцией от всевозможных претензий со стороны закона. Понимая, что одного только желания легализовать имеющиеся программные продукты недостаточно, применительно к своим продуктам Microsoft предлагает воспользоваться готовой программой перехода на новый стиль работы под названием SAM
Покупать программное обеспечение не нужно, а выгодно — в один голос заявили участники конференции «Программное обеспечение как актив бизнеса: инвестиции, финансовое планирование, риски и контроль». «Не тратить, а инвестировать», «не побор, а актив» — такими были основные тезисы большинства выступавших руководителей ИТ-подразделений российских компаний и представителей разработчиков. Главным отличием конференции от подобных мероприятий, проходивших в недавнем прошлом, стало смещение мотивации потребителей от привычного метода кнута (его роль, как правило, играло Независимое партнерство поставщиков программных продуктов (НПППП), пугавшее несознательных пользователей судебными разбирательствами) к более совершенному сочетанию кнута с пряником. В качестве последнего на этот раз выступила Microsoft, предложившая нерадивым покупателям «самопальных» программ вооружиться не УК, а калькулятором.
Главной задачей производителей, похоже, становится убеждение пользователей в том, что пресловутая лицензия в первую очередь является активом бизнеса и только во вторую — индульгенцией от всевозможных претензий со стороны закона. Понимая, что одного только желания легализовать имеющиеся программные продукты недостаточно, применительно к своим продуктам Microsoft предлагает воспользоваться готовой программой перехода на новый стиль работы под названием SAM (Software Asset Managment — «управление лицензиями на ПО»).
«SAM пошел!» — заявил менеджер проектов отдела стратегических проектов Microsoft Леонид Кляйман, имея в виду успешный старт программы в России. По его словам, с ноября прошлого года по июнь нынешнего к продвижению SAM удалось привлечь 24 партнера Microsoft. Им же за этот период удалось реализовать 57 проектов по легализации более чем на 4 тыс. компьютерах в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах. Средний объем заключенного контракта составил 15-20 тыс. долл., а средняя стоимость программ, установленных на каждый компьютер, — около 200 долл.
Суть же самой программы SAM заключается во внедрении партнерами в конечных организациях технологии управления лицензиями, которое состоит из пяти ключевых этапов. На первом происходит сбор необходимой информации — изучаются инфраструктурные и организационные аспекты деятельности клиента и выясняется, есть ли в компании политика в области закупки и использования программ. На втором этапе проводится инвентаризация установленного программного обеспечения с помощью бесплатного продукта Microsoft, позволяющего автоматизировать этот процесс для всех включенных в сеть компьютеров. На третьем этапе происходит сопоставление числа обнаруженных программ с количеством имеющихся у компании лицензий.
Самый ответственный, четвертый этап предполагает разработку стратегического подхода и практических процедур и создание или совершенствование корпоративных стандартов на используемое программное обеспечение.
«Необходимо четко описать весь жизненный цикл ПО: от его покупки и установки до деинсталляции и замены на новое», — подчеркнул Кляйман. По его словам, в организации должна быть четкая и ясная политика в отношении всего ПО, положения которой будут определять правила закупки, инсталляции и эксплуатации программных продуктов, устанавливать ответственность за их нарушения, а также определять права и обязанности всех сотрудников. На заключительном, пятом этапе разрабатывается план дальнейшего управления лицензиями в соответствии с результатами инвентаризации, выработанными стандартами, политиками и процедурами.
Низы могут, верхи хотят...
Отечественные разработчики инициативу зарубежных коллег поддерживают, но, по словам директора компании «1С» Бориса Нуралиева, находятся в более затруднительном положении: на внутреннем рынке им приходится бороться не только с пиратами, но и с «американскими гигантами». Правда, по мнению Нуралиева, в этой ситуации есть и положительный момент — благодаря жесткой конкуренции уровень отечественных программ просто обязан соответствовать мировым стандартам. На внешнем же рынке российским производителям мешают законодательные барьеры на несырьевой экспорт, избежать которых пока можно лишь переносом производства за рубеж.
Правда, если верить руководителям соответствующих государственных органов, в ближайшем будущем ситуация имеет все шансы измениться к лучшему. Как сообщил начальник отдела поддержки развития информационного общества Департамента стратегии построения информационного общества Министерства информационных технологий и связи РФ Михаил Лучинкин, приведение экспорта российского программного обеспечения в должный вид является одним из приоритетных направлений деятельности Минсвязи.
Инструментами, с помощью которых планируется все это осуществить, является ряд соответствующих документов — концепция использования ИТ в госорганах (уже утвержденная правительством), концепция региональной информатизации до 2010 года (в стадии доработки), концепция развития рынка ИТ и стратегия использования ИТ в РФ. Что же касается работы на внешнем рынке, то, как заявил Лучинкин, она ведется в следующих направлениях: поиск ниши для российских продуктов, «агрессивный маркетинг» и анализ мировых инвестиционных потоков в сфере ИТ.
Не менее заинтересовано государство и в рынке внутреннем: в числе первоочередных задач Лучинкин назвал стимулирование внутреннего спроса (как на программное, так и на аппаратное обеспечение), пропаганду знаний в области ИТ (за три месяца работы «Компьютерного всеобуча» с современными технологиями познакомились более 30 тыс. россиян, самому пожилому из которых было 74 года), а также развитие так называемых «ИТ-парков». Под ними Лучинкин понимает создание локальных аналогов знаменитой Кремниевой Долины в США. «Берется отдельно взятый населенный пункт, в нем стоятся офисы для ИТ-компаний, жилье для их сотрудников, выделяется земля для зарубежных компаний — и можно ждать как российских, так зарубежных инвестиций», — обрисовал Лучинкин примерную схему организации ИТ-парка. По его словам, такие проекты уже начаты в Дубне, Троицке и Черноголовке. «ИТ-парки станут ?точками роста?, благодаря которым в России смогут развиваться не только ИТ, но и смежные отрасли — ипотечные программы, страхование и т. д.», — полагает Лучинкин.
Клиент не всегда прав
Вникнуть в суть проблемы перехода организаций на лицензионное ПО и выработать рекомендации по ее решению попыталось и исследовательское агентство «РОМИР-мониторинг», проводившее в августе и сентябре опрос «Эксплуатация систем ПО в российских компаниях среднего бизнеса». В ходе исследования было учтено мнение 200 представителей (финансовых и ИТ-руководителей) 100 компаний с парком компьютеров от 50 до 500 штук из различных отраслей (телекоммуникации, розничная торговля, пищевая и химическая промышленность, финансовый сектор), 80 интервью было проведено в Москве, 48 — в Санкт-Петербурге и по 24 — в Нижнем Новгороде, Новосибирске и Ростове.
Главным и неутешительным результатом исследования стал тот факт, что лица, ответственные за приобретение программ, в большинстве своем (52%) просто не представляют, сколько эти самые программы стоят. Ответы 48% «знающих» поражают разбросом. При этом понимание программ как важного инструмента бизнеса у руководителей компаний есть: на вопрос, существует ли в компании программное обеспечение, сбои которого могут привести к критическим финансовым потерям, утвердительно ответили 47% респондентов.
Также почти половина опрошенных (49%) согласилась с тем, что «все, что связано с эксплуатацией программного обеспечения, влияет на имидж компании и качество деловых связей». Негативными последствиями проблем с программным обеспечением большинство респондентов (62%) считают риски срыва обязательств по отношению к партнерам и клиентам. В числе других неприятных моментов была названа невозможность сертификации по различным стандартам (30%), снижение стоимости компании при оценке ее инвесторами и акционерами (24%) и невозможность интеграции в более крупные структуры (23%).
Что же касается ответов на главный вопрос — о целесообразности использования лицензионного программного обеспечения, то здесь мнения распределились следующим образом. 43% директоров и 35% ИТ-руководителей уверены, что лицензионные программы дают ряд преимуществ, которые, как правило, вполне оправдывают цену лицензии. Однако немногим меньшее количество респондентов (32% директоров и 30% ИТ-руководителей) считают, что использование лицензионного ПО хотя и имеет ряд преимуществ, но не оправдывает стоимость лицензии. Более того, 22% директоров и 33% ИТ-руководителей вообще не видят в лицензионном программном обеспечении каких-либо преимуществ и убеждены, что его применение может быть оправдано лишь желанием избежать юридических санкций по поводу использования пиратских продуктов.
Аналитики делают вывод, что большинство руководителей, ответственных за принятие решения о покупке лицензий, все еще не готово однозначно согласиться с темой конференции. Причем дело не только в цене: 52% ИТ-руководителей назвали ее «важным, но не решающим фактором», а 7% «совсем не важным». Критическим фактором при выборе программных продуктов их стоимость является лишь для 4% опрошенных, а 35% считают ее одним из наиболее (но не самым) важным фактором. Среди причин такого положения вещей исследователи называют недостаточную информированность потенциальных покупателей лицензий о том, за что же они все-таки платят. Так, треть опрошенных ИТ-руководителей (31%) оценивают деятельность служб технической поддержки поставщиков программного обеспечения довольно низко и считают, что ее сотрудники помогают решать только небольшой круг стандартных проблем, а еще 9% и вовсе охарактеризовали поддержку как «практически нефункциональную и редко способную помочь». Однако большинство ИТ-директоров и (59%) технической поддержкой довольны и считают, что ее помощь не только значительно облегчает установку и настройку ПО и способствует решению проблем, но и позволяет использовать продукт наиболее эффективно. Достаточно небольшой процент ИТ-руководителей назвали в числе преимуществ лицензионного ПО гарантийное обслуживание (6%), возможность обновления (15%) и уверенность в качестве продукта (16%).
Какое ПО у вас стоит?
Сколько стоит программное обеспечение общего назначения, используемое в вашей компании?