Потребители сегодня стремятся уместить в своей гостиной телевизор с максимально возможной диагональю, поэтому ставки производителей растут. Ожидается, что в ближайшие несколько лет объемы продаж телевизоров с экранами, диагональ которых превышает 40 дюймов, утроятся. По прогнозам исследовательской компании iSuppi, с нынешних 7,2 млн. штук к 2008 году они возрастут до 22 млн. штук.
Японские производители бытовой электроники сегодня активно ведут поиск наилучшей технологии для выпуска самых больших экранов. Многие из них согласны с тем, что жидкокристаллические панели — оптимальный вариант для телевизоров с диагональю до 37 дюймов. Что же касается экранов с большей диагональю, здесь выбор между жидкокристаллической и плазменной (Plasma Display Panel, PDP) технологиями сделать уже сложнее.
В битве гигантов интересы Matsushita Electric (этот производитель известен по торговой марке Panasonic) и Pioneer, отдающих предпочтение плазме, столкнулись с интересами компании Sharp, придерживающейся жидкокристаллических решений. Корпорация Sony принимает участие в деятельности обоих противоборствующих лагерей.
Ситуация осложняется тем, что на горизонте появилась новая архитектура SED (Surface-conduction Electron-emitter Displays). Представители Canon и Toshiba утверждают, что качество изображения, демонстрируемое экранами SED, оставит последнее слово именно за этой технологией.
Потребители сегодня стремятся уместить в своей гостиной телевизор с максимально возможной диагональю, поэтому ставки производителей растут. Ожидается, что в ближайшие несколько лет объемы продаж телевизоров с экранами, диагональ которых превышает 40 дюймов, утроятся. По прогнозам исследовательской компании iSuppi, с нынешних 7,2 млн. штук к 2008 году они возрастут до 22 млн. штук.
Сторонники плазменных технологий утверждают, что большие жидкокристаллические экраны слишком дороги в производстве. Кроме того, у этих панелей возникают трудности с качеством изображения. «Если на жидкокристаллическом экране воспроизводится сцена в замененном месте, можно заметить, что все отображается совсем не так хорошо, как хотелось бы», — отметил менеджер Pioneer по продуктам PDP Дайджиро Сато.
Представители корпорации Matsushita, вложившей в начале текущего года в строительство нового завода по производству плазменных телевизоров 95 млрд. йен (865 млн. долл.), утверждают, что картинка на жидкокристаллических экранах с диагональю, превышающей 37 дюймов, выглядит размытой. Кроме того, сокращается угол обзора, а следовательно, при просмотре сбоку изображение будет уже не таким четким.
«Первоначально жидкокристаллические экраны разрабатывались для ПК — для того, кто находится непосредственно перед экраном компьютера, — пояснил менеджер Matsushita по технологиям PDP Мицухиро Касахара. — Кроме того, качество жидкокристаллической матрицы — процент действующих элементов, обеспечивающих отображение точек на экране — ухудшается по мере увеличения ее размеров. Изготовить хороший жидкокристаллический экран непросто».
Не удивительно, что представители Sharp отвергают эти аргументы. «Качество изображения на экране жидкокристаллического телевизора не вызывает вопросов, — заявила пресс-секретарь компании Миюки Накаяма. — Угол обзора у наших новых продуктов составляет 170?, а уровень контрастности достигает 800:1. Таким образом, глубокие темные тона хорошо видны даже при прямом солнечном свете.
Несколько лет назад производители плазменной техники с диагональю свыше 40 дюймов хвастались, что поглотят рынок плоских телевизоров, однако сейчас этот миф полностью развеян».
Тем временем экраны становятся все больше. В следующем году компания Sharp планирует выпустить жидкокристаллический телевизор с диагональю, превышающей 50 дюймов. Ожидается, что стоимость его будет вполне сопоставима с ценой на аналогичную плазменную продукцию.
Корпорация Sony также поддерживает жидкокристаллическую технологию. В апреле она подписала с компанией Samsung Electronics партнерское соглашение, предусматривающее создание совместного предприятия S-LCD, которое начнет выпускать жидкокристаллические панели уже в следующем году. По словам президента Sony Кунитаке Андо, при планировании производства телевизоров корпорация рассматривает жидкокристаллическую технологию в качестве основной. В течение ближайших нескольких лет компания S-LCD изготовит 3 млн. панелей с диагональю 40 дюймов.
Однако помимо жидкокристаллической Sony поддерживает и плазменную технологию. В августе корпорация представила свой новейший телевизор Qualia, имеющий 46-дюймовый жидкокристаллический экран. В то же время еще три новые модели с диагональю 37, 42 и 50 дюймов оборудованы плазменными экранами.
Президент подразделения Sony, занимающегося выпуском телевизоров, Макото Когуре пояснил, что плазменные технологии в производстве обходятся дешевле жидкокристаллических, но жидкокристаллические прекрасно подходят для небольших телевизоров, поскольку с их помощью проще получить высокое разрешение.
«Утверждение о том, что плазменные дисплеи в производстве оказываются дешевле, в определенной степени верно, однако ситуация меняется по мере того, как изготовители жидкокристаллических экранов повышают эффективность работы своих производственных мощностей», — заметил старший аналитик iSuppli Ридди Пател.
Цены сегодня варьируют в достаточно широких пределах, но в целом среди телевизоров с диагональю, размеры которой превышают 40 дюймов, жидкокристаллические модели стоят в два-три раза дороже плазменных. Однако стоимость жидкокристаллической техники падает довольно быстро и к 2008 году, скорее всего, сравняется с ценой своих плазменных конкурентов.
А что же темная лошадка SED?
Сторонники этой технологии заявляют, что телевизоры SED демонстрируют более высокое качество изображения, а потребляемая ими мощность в два-три раза ниже по сравнению с соответствующими характеристиками плазменной или жидкокристаллической техники. Новая технология сочетает в себе принципы электронно-лучевой трубки и жидкокристаллического экрана. По аналогии с ЭЛТ электроны ударяют в покрытую фосфором поверхность экрана, вызывая ее свечение, но вместо пушки здесь применяется излучатель с крошечными отверстиями. На недавней выставке Ceatec, проходившей вблизи Токио, у стенда, на котором демонстрировалась новая технология, ежедневно выстраивались длинные очереди.
Компании Canon и Toshiba в организацию массового производства телевизоров SED, которое планируется начать в 2006 году, намерены инвестировать 200 млрд. йен (1,82 млрд. долл.). По словам президента Toshiba Тадаши Окамуры, руководство Toshiba настолько уверено в правильности принятого решения, что к 2007 году, когда заводы по выпуску телевизоров SED заработают на полную мощность, производство плазменной продукции планируется свернуть.
Есть опасения, что срок службы телевизоров окажется непродолжительным, и тогда новая технология быстро выйдет из употребления. Но сейчас многие представители отрасли полагают, что SED несет в себе реальную угрозу производству как плазменных, так и жидкокристаллических телевизоров.
«Сегодня большинство обозревателей сходятся во мнении, что технология SED станет конкуренто?способной примерно через три года, — отметил Сато. — Но для этого разработчикам предстоит сделать еще немало».