Молодые российские компании должны активнее бороться за инвестиции
Паси Кемппайнен: «Мы инвестируем не в компании, а в конкретные инновации» |
В сентябре в Москве прошел финальный этап российского «Тех Тура». В ходе этого мероприятия страну посетила делегация инвесторов, которым были представлены молодые развивающиеся компании, работающие в сегменте высоких технологий. На участие в «смотре достижений» претендовало более 200 компаний. Подготовка началась еще в марте. К непосредственной демонстрации были допущены 25 претендентов.
В жестком формате презентации (15 минут на выступление и 5 минут — для ответов на вопросы) руководство компаний должно было убедить инвесторов в уникальности своей разработки и ее коммерческой перспективе.
По словам президента российского «Тех Тура» Александра Галицкого, около половины выступивших компаний вызвали интерес у инвесторов. Многие делегаты в своих отзывах выразили удовлетворенность работой отборочного комитета. С одной стороны, они не ожидали такого большого количества компаний, а с другой — уровень профессионализма кандидатов оказался выше, чем на аналогичных мероприятиях в других странах. Возможно, определенную роль сыграло то, что в России мировое инвестиционное сообщество всерьез еще не работало.
Наиболее успешными, по мнению организаторов «Тех Тура», оказались выступления SJ Labs, SW Soft, Microbor Technology, Ultra Motor Company, Mera Systems, Intelligent Security Systems. Впрочем, об окончательных итогах мероприятия говорить пока рано. Каждый инвестор выбрал для дальнейшего изучения от одной до трех компаний. Начался этап предварительной оценки, который обычно длится около года. Инвесторам предстоит многое выяснить, прежде чем двигаться дальше. Только после завершения всех необходимых процедур компании смогут получить деньги на развитие.
«Визитеры увидели, что у России есть потенциал, — полагает Галицкий. — Некоторые компании получили весьма полезные контакты. Вопрос в том, как они воспользуются ситуацией».
Несмотря на живой интерес к российским технологиям, многие присутствовавшие отметили, что качество выступлений могло быть и лучше. Речь в первую очередь идет о навыках ведения презентаций. В представлении инвестиционных проектов существует определенный порядок. Компании, претендующей на получение денег, необходимо доказать, что у нее есть не только интересная разработка, но и стратегия выхода на рынок. При том что компании-участники обладали серьезными технологическими преимуществами, инвесторы отметили у них существенные недостатки в системах менеджмента, маркетинга, позиционирования. Ряд выступавших попросту проигнорировали рекомендации по поводу выступлений, данные членами орг?комитета на консультациях.
Участники «Тех Тура» преследовали разные цели. Среди отобранных оказались и корифеи российского ИТ-рынка — компании ABBYY и «Яндекс». Генеральный директор ABBYY Сергей Андреев пояснил, что сейчас его компания не нуждается в деньгах, но именно в этот момент важно начинать работать с инвесторами.
«Если у вас серьезная потребность в деньгах, то с вами и разговаривают по-другому» — полагает он. Само же мероприятие, на его взгляд, полезно для рекламирования компании, поскольку гости — «аудитория, которая хотела бы узнать больше о российском бизнесе и заинтересована в его развитии».
Аналогичные цели преследует и «Яндекс».
«Нас попросили представить Россию», — заявил директор компании Аркадий Волож.
Остальные компании-участники были гораздо моложе, хотя многие уже добились определенного коммерческого успеха. Некоторые из них открыто заявляли о потребности в финансировании, другие — по примеру ABBYY уверяли, что им нужны не деньги, а отношения с инвесторами.
Среди участников были компании, которые давно вышли на международный рынок и вполне успешно работают из США, тем не менее все еще числятся в категории начинающих. Например, компании Optiva и Acronis. Одна выпускает пленки для ЖК-панелей, другая — программное обеспечение. На «Тех Туре» выяснилось, что их калифорнийские офисы расположены по соседству.
Опыт Optiva довольно интересен. С 1998 года ей удалось привлечь 49 млн. долл. Лазарев заявил, что от «Тех Тура» он не ждет определенного результата, однако если есть хоть какая-то возможность привлечь к себе внимание, то ею обязательно нужно воспользоваться, невзирая на сложности, неоднозначное отношение к компаниям из России и пр. Только упорство, по его словам, может дать плоды.
Конвейер инноваций
Часто бывает так, что разработка молодой компании переходит в распоряжение уже существующей крупной компании и всплывает в качестве нового вида продуктов или услуг. Помимо венчурных капиталистов в «Тех Туре» приняло участие много представителей специальных подразделений ИТ-компаний, которые постоянно посещают подобные мероприятия как раз в поисках подающих надежды творческих коллективов. На вопросы еженедельника Computerworld Россия отвечает старший менеджер отдела бизнес-инкубации Nokia Venture Organisation Паси Кемппайнен.
Есть две венчурные структуры, начинающиеся со слова Nokia, — Nokia Venture Partners и Nokia Venture Organization. Какая между ними разница?
Nokia Venture Partners — это фонд венчурных инвестиций в чистом виде. Единственная связь между Nokia и Nokia Venture Partners состоит в том, что они носят имя Nokia и Nokia является одним из инвесторов этого фонда. Nokia Venture Organisation — подразделение, которое занимается поиском и внедрением инноваций в Nokia, превращая их в фактор роста бизнеса.
Много ли технологических проектов вы привлекаете со стороны?
По-разному. Что мы делаем, так это пытаемся найти так называемые области возможностей. В настоящее время мы рассматриваем три таких области возможностей, где ищем новые технологии. Коммуникации на близком расстоянии (RFID, Bluetooth и т. д.), мобильные мультимедиа-решения (мобильное телевидение, потоковое видео, цифровое радио), здравоохранение и фитнес — вот те области возможностей, в которых мы пытаемся нащупать источники для роста.
А какой объем инвестиций вы ежегодно направляете во внешние компании?
Мы не инвестируем деньги напрямую. Мы тратим свое время и другие ресурсы, которыми располагает Nokia, делимся своими технологиями и опытом. Если мы вкладываем деньги, то обычно речь идет о небольших суммах, необходимых для доведения технологии до ума. Мы инвестируем не в компании, а в конкретные инновации.
Не могли бы вы привести конкретные примеры, когда новая технология сначала была взята со стороны, а потом ее включили в один из продуктов Nokia?
Что касается мобильных телефонов, то в пример можно привести устанавливаемый в некоторые модели программный клиент для проигрывания потокового видео, которое передается по GPRS. Из самых последних разработок я бы отметил ПО Lifeblog, которое позволяет загружать в компьютер с телефона фотографии, видео, текстовые и мультимедийные сообщения, размещать их в хронологическом порядке, другими словами вести на компьютере дневник своей жизни, который формируется при помощи мобильного телефона.