Даже Австралия и Новая Зеландия, в которых предоставление ИТ-услуг не считается существенным источником национального дохода, проявляют заинтересованность в BPO
По прогнозам аналитиков Gartner, доля рынка офшорного аутсорсинга бизнес-процессов (business process outsourcing, BPO), принадлежащая Индии, к 2007 году сократится с 80 до 55%.
Решающим требованием к компаниям, предоставляющим такие услуги, часто становится наличие англоговорящих сотрудников с соответствующим образованием, но в мире немало стран, где английский язык имеет статус государственного или второго государственного языка. И если в Индии не будет принята долгосрочная программа совершенствования инфраструктуры и расширения подготовки специалистов с хорошим знанием английского языка, способных участвовать в оказании услуг BPO, она может уступить значительную часть этого рынка другим странам.
Конкурентом, с которым Индии придется считаться, становится Китай. Эта страна может отнять у Индии значительную часть рынка BPO, когда эти услуги получат действительно широкое распространение. Конечно, Китай не может соперничать с Индией там, где для предоставления услуг требуется знание английского языка, и не будет вторгаться на рынок поддержки голосовой связи, но может активно работать в секторе менее сложных услуг, в том числе в сфере обработки транзакций, таких как обработка формуляров.
В противоположность многим странам, где уже имеются проработанные планы развития BPO, Индия не располагает соответствующей стратегией. Кроме того, крайне неразвитая инфраструктура страны затрудняет работу. Организация работы компаний, предоставляющих услуги BPO, отличается значительной избыточностью, например, они всегда должны поддерживать резервные источники питания и средства связи. К тому же индийские власти не предлагают долгосрочного плана формирования и удержания кадров в сфере BPO.
Большинству выпускников с хорошим уровнем знания английского языка в Индии нужно проходить специальное обучение, прежде чем они смогут работать в компаниях, предоставляющих услуги BPO. Правительству следует разработать систему компенсаций компаниям, обучающим своих будущих сотрудников, или организовать систему государственных курсов. В других странах, например, на Филиппинах, наблюдается аналогичная ситуация, но там правительство действует более активно.
Еще один аспект этой проблемы: развитие бизнеса BPO в других странах стимулируется самими индийскими компаниями, открывающими там свои подразделения. Так, первый толчок к развитию бизнеса BPO в Шри-Ланке дали две индийские компании, которые перенесли часть своих операций на территорию этой страны.
Руководители индийских компаний не считают угрозу национальному рынку BPO серьезной. Многие полагают, что клиенты скорее предпочтут снизить риски за счет передачи своих функций не одной, а нескольким компаниям. Индийские компании становятся транснациональными в своих операциях в силу необходимости находить новые кадровые ресурсы и удовлетворять требования своих клиентов, которым хотелось бы работать с поставщиками, действующими в разных странах.
В отсутствии квалифицированных кадров здесь также видят только временную проблему. Образовательные учреждения уже анонсировали планы по подготовке специалистов для отрасли BPO.