«Инфотранс 2004»: итоги и перспективы информатизации крупнейшего заказчика на отечественном рынке ИТ
На отечественном железнодорожном транспорте, судя по выступлениям участников прошедшей в Санкт-Петербурге IX Международной научно-практической конференции «Инфотранс 2004», происходит ускорение процесса информатизации. На конференции руководители ОАО «Российские железные дороги» неоднократно заявляли, что по многим крупным проектам с достаточно длительным циклом внедрения до конца текущего года должно быть сделано не меньше, чем с начала реализации этих проектов. Так, например, внедряемая уже не один год информационная система SAP R/3 к концу года охватит вдвое больше предприятий РЖД, чем на начало октября.
По словам Хасяна Зябирова, первого вице-президента ОАО «Российские железные дороги» , без внедрения современных информационных технологий реализовать грандиозные планы по увеличению грузопотока невозможно |
По словам первого вице-президента ОАО «Российские железные дороги» Хасяна Зябирова, системой SAP R/3 к Новому году будет охвачено около 80% рабочих мест, задействованных в управлении финансами. А на «Октябрьской железной дороге» количество рабочих мест в системе управления грузовыми перевозками СИРИУС за оставшиеся до конца года месяцы должно увеличиться почти в четыре раза.
Кроме того, к началу 2005 года должно быть полностью завершено внедрение системы электронной продажи билетов «Экспресс-3», которая пришла на смену «Экспресс-2». Этой системой уже оборудовано 98% билетных касс РЖД, но необходимо подключить к ней и партнеров, которые занимаются реализацией железнодорожных билетов.
Однако на железных дорогах на информатизацию шли большие деньги и в прежние годы. Один из крупнейших реализованных проектов — создание Единой магистральной цифровой сети связи по основным направлениям железных дорог. Общая протяженность этой сети составляет около 50 тыс. километров. Сейчас завершается внедрение основных программных комплексов, которые будут обрабатывать эти данные. И уже есть эффект от реализации этого этапа программы информатизации РЖД.
Введение в эксплуатацию первой очереди информационной системы СИРИУС на 3 тыс. рабочих мест позволило, благодаря существенной оптимизации управления перевозками, ускорить оборот грузового вагона в среднем на восемь часов и в результате сэкономить средства компании на покупку 50 новых вагонов. Всего комплексом СИРИУС будет охвачено 15 тыс. рабочих мест. А благодаря системе ЭТРАН существенно улучшилось качество обслуживания грузоотправителей.
Причина активизации, возможно, в том, что в результате реформ все предприятия железнодорожного транспорта России, ранее подчинявшиеся Министерству путей сообщения, переданы в управление ОАО «Российские железные дороги». Прошла реорганизация, и теперь настало время для массового внедрения систем управления. В этом году грузопоток, обработанный акционерным обществом, увеличился по сравнению с прошлым годом на 9%. РЖД наращивают обороты, а планы по увеличению грузопотока на ближайшие годы просто грандиозные. Для решения стоящей перед компанией стратегической задачи по обновлению основных производственных фондов понадобится привлечь в ближайшие два года значительные средства (до 2 млрд. долл.). Заимствования предполагается осуществлять большей частью на международном рынке. Естественно, исполнение этих планов, поставленных перед новой компанией, без внедрения современных информационных технологий невозможно.
Только Октябрьская железная дорога (один из 17 филиалов РЖД) по итогам текущего года потратит на внедрение информационных систем 600-700 млн. рублей. И это без учета затрат на покупку компьютерной техники. Программа информатизации на 2005 год в целом по компании предусматривает инвестиции в размере 5 млрд. рублей.
Судя по этой сумме, ОАО РЖД, скорее всего, является крупнейшим заказчиком на рынке информационных технологий России. Поэтому проблемы с привлечением спонсоров на конференцию «Инфотранс» не было. Ими выступили 13 известных российских и зарубежных компаний — АРС, Avaya, Cisco, IBM, Microsoft, SAP, SAS, Sun, Xerox, «Крок», «Техносерв А/С», «Микротест», «Информсвязь». При этом спонсорство не защитило исполнителей от критики со стороны высшего руководства РЖД. Например, Зябиров заявил, что система SAP R/3 внедряется достаточно нелегко — сложно подстраивать ее под особенности компании. И вообще решение о ее выборе, по его личному мнению, небесспорно. Возможно, лучше было бы использовать отечественную разработку. Однако уже поздно что-то менять. Поэтому необходимо завершить внедрение, чтобы получить ожидаемый эффект.