Нынешний год ознаменовался несколькими важнейшими событиями для отрасли. Рынок мобильной связи продолжил свой беспрецедентный рост. Продемонстрировала свой огромный потенциал новая «точка роста» - широкополосные услуги в сфере фиксированных сетей связи. Наконец, в рамках административной реформы подверглось преобразованию и само Министерство связи
За последний год серьезные перемены затронули как сам рынок телекоммуникаций, так и его главный регулирующий орган. Накануне выставки «ИнфоКом» заместитель министра информационных технологий и связи РФ Дмитрий Милованцев дал интервью главному редактору журнала «Сети» Игорю Елисееву.
«ИнфоКом» небезосновательно считают ежегодным отчетным мероприятием, где МИТС рапортует общественности о результатах своей деятельности за минувший год. С какими результатами министерство подошло к нынешней выставке?
Нынешний год ознаменовался несколькими важнейшими событиями для отрасли. Во-первых, рынок мобильной связи продолжил свой беспрецедентный рост несмотря на опасения аналитиков, что в 2004 году динамика подключений абонентов несколько снизится. На сегодняшний день количество абонентов сотовых сетей в России превысило 60 млн. человек. Это существенно больше количества всех абонентских линий фиксированной телефонной связи.
Дмитрий Милованцев: «Росту объемов налоговых поступлений в отрасли ИКТ сильно мешает несовершенство законодательной базы. Если взять отдельно экспорт заказных программ, то объем поставок этой продукции зарубежным заказчикам составил за прошлый год около 0,5 млрд. долл. Эта величина была получена из анализа сведений, распространяемых самими участниками рынка. Однако учет этого экспорта затруднен: в условиях действующего законодательства вести деятельность по экспорту программного обеспечения очень сложно» |
Во-вторых, в телекоммуникационной отрасли наметилась новая «точка роста». Рано или поздно рынок сотовой связи, насытившись, перестанет расти за счет новых подключений, и тогда операторам придется искать способы развития своего бизнеса путем увеличения ARPU (выручка, получаемая оператором с одного абонента. — И.Е.). Таким способом может стать внедрение широкополосных услуг в сфере фиксированных сетей связи. Уже сейчас проникновение широкополосных услуг в нашей стране составляет в среднем 3-4%, а взрывной рост того или иного телекоммуникационного бизнеса начинается, как только показатель проникновения услуги превысит отметку в 10%. Мы надеемся достичь этого рубежа в следующем году. Уже сейчас широкополосные подключения в Москве растут лавинообразно. Постепенно эта тенденция распространится в регионы, жители которых уже готовы потреблять услуги высокоскоростного доступа к Internet, пакетной телефонии и телевещания в сетях IP.
Третий момент, который хотелось бы отметить. В рамках административной реформы министерство связи преобразовано в Министерство информационных технологий и связи. Это указывает на смену акцентов в развитии отрасли: основная деятельность в нормотворческой деятельности министерства смещается из области телекоммуникаций в сектор ИТ. На мой взгляд, телекоммуникационный сектор экономики в настоящее время находится на таком высоком уровне, что возможно использование механизмов саморегулирования. Примерами подобных механизмов можно считать созданные некоммерческие и общественные организации, такие как Координационный центр домена RU, Ассоциация операторов связи GSM, АДЭ. Уже сейчас эти структуры принимают активное участие в регулировании некоторых процессов в отрасли, в том числе и в подготовке очень важных нормативно-правовых документов. С этой точки зрения отрасль ИТ в большей степени нуждается в создании законодательной базы, способствующей развитию нормальных рыночных отношений.
В прошлом году Минсвязи признало, что выполнение ФЦП «Электронная Россия» и других программ по информатизации затруднено разобщенностью министерств и ведомств. Что делается для устранения этой проблемы сейчас? Когда можно ожидать введения института CIO в государственных органах?
В целом ряд конкретных мер по стимулированию выполнения ФЦП уже приняты. Программа переписана заново. Теперь в ее тексте в явном виде прописаны все мероприятия и задачи, которые необходимо реализовывать, с указанием их целей, заказчиков, сроков исполнения и требуемых бюджетов. В частности, к задачам, над которыми ведется серьезная работа, относятся: создание модели биометрической идентификации населения и биометрических паспортов, построение единой учетной системы ЗАГСов, организация системы подачи электронных налоговых деклараций в органы МНС.
Новая редакция программы передана на рассмотрение в МЭРТ, ответственное за все федеральные целевые программы. В настоящее время она проходит стадию согласования и в конце нынешнего года будет направлена в Правительство РФ на утверждение. Идеологическая и методологическая база по реализации задач информатизации структур власти вынесена в отдельный документ, который называется «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года». В нем нашли отражение основные тезисы из доклада Леонида Реймана на заседании Правительства в сентябре 2003 года, в том числе о введении персональной ответственности за процесс внедрения ИТ в органах государственной власти всех уровней. Буквально несколько дней назад Концепция была утверждена Правительством РФ.
Известно, что многие регионы взяли на себя инициативу в создании собственных информационных систем, отвечающих за поддержку тех или иных процессов государственного управления. Рядом субъектов федерации внедряются собственные системы электронных торгов, документооборота и т. д. Не приведет ли такая инициативная деятельность к организационной и технологической неразберихе при выработке единого механизма управления информационными ресурсами?
О такой проблеме действительно много говорят, но мне кажется, что ее значимость сильно переоценена. На самом деле, широко распространенные технологии в настоящее время настолько стандартизованы, что специалистам не составит никакого труда состыковать их между собой, используя стандартные интерфейсы и форматы обмена данными. При современном уровне развития ИТ эта задача схожа с тем, чтобы обеспечить синхронизацию обычных ПК и КПК: понятно, что при использовании стандартных операционных систем типа Windows и Palm OS трудностей здесь не возникнет.
Другое дело, если какое-либо из ИТ-решений регионального уровня будет признано типовым. В этом случае части регионов придется адаптировать собственные системы. Но, убежден, этот процесс не потребует много времени и финансовых ресурсов, поскольку основная часть расходов, связанных с информатизацией госструктур, приходится на реорганизацию бизнес-процессов. Если к тому времени бизнес-процессы в организации уже будут выстроены должным образом, то регионам останется лишь переконфигурировать действующие информационные системы. Скажем, когда будет утвержден универсальный классификатор товаров и услуг, то в действующих региональных системах подобного рода потребуется изменить только пользовательское меню. Сейчас на рассмотрение Правительства представлена «Концепция региональной информатизации до 2010 года». Мы не навязываем регионам выбор конкретных решений, поставщиков и исполнителей проектов, но хотим предоставить им возможность оптимизации расходов. Для этого на средства ФЦП «Электронная Россия» создаются типовые информационные системы и приложения.
Какие бюджеты на исполнение задач по информатизации госсектора планируется потратить в следующем году, и насколько активно участвуют в процессе софинансирования ИТ-проектов регионы?
Точный учет финансовых средств, расходуемых на нужды информатизации, является, наверное, одной из самых сложных проблем управления этим процессом. Дело в том, что в бюджетах государственных органов власти всех уровней затраты на ИТ «размазаны» по очень многим статьям расходов, и консолидировать их — достаточно нетривиальная задача. Мы подсчитали, что порядка 80-90% бюджетов большинства федеральных целевых программ прямо или косвенно связаны с приобретением инфраструктурного оборудования и пользовательских лицензий на программное обеспечение. Примерно 60-70% средств, выделяемых нашей стране в рамках целевых кредитных траншей Всемирного банка, также направляются на закупку компьютерной техники и модернизацию информационных систем.
Правительство дало задание Минфину РФ разработать явные механизмы учета выделяемых на нужды информатизации средств. В свою очередь, Министерство информационных технологий и связи направило в Минфин предложение о выделении в бюджете отдельной строки затрат на внедрение ИТ. Это не означает централизацию затрат, однако позволит объективно оценить и проанализировать все затраты на внедрение ИТ, в том числе в органах государственной власти и отдельных регионах.
Сейчас мы располагаем весьма приблизительной картиной того, сколько реальных денег тратится на информатизацию в сфере госуправления. В текущем году на эти цели будет израсходовано от 0,7 до 1,5 млрд. долл. Более точные цифры, к сожалению, мы сообщить пока не можем.
Можно ли назвать лидеров и аутсайдеров по темпам информатизации как среди регионов, так и среди отдельных ведомств?
В данном вопросе нужна максимальная объективность и независимость оценок. Если бы лидеров и аутсайдеров определяло наше министерство, то, наверное, многие другие ведомства упрекнули бы нас в предвзятости. Поэтому в настоящее время мы проводим открытый конкурс среди организаций, которые смогут наиболее точно оценивать степень проникновения ИТ и эффективность их использования в различных структурах госсектора.
Как вы относитесь к идее выделения ИТ-подразделений крупных государственных структур в самостоятельные компании, которые на принципах аутсорсинга обслуживали бы самих госзаказчиков и одновременно занимались бы предоставлением коммерческих услуг бизнесу и населению?
Я категорически против того, чтобы на государственные средства создавались компании, которые выходили бы потом на рынок и начинали конкурировать с частными ИТ-компаниями. Такая конкуренция будет заведомо неравноправной: «карманным» структурам не нужно бороться за госзаказ. Если какая-то государственная организация захочет получить те или иные информационные продукты или услуги, она должна покупать их на рынке, объявив открытый конкурс среди коммерческих компаний.
По моему убеждению, министерствам и ведомствам не следует раздувать штат собственной ИТ-службы, ограничив круг ее задач администрированием локальной сети и обеспечением информационной безопасности. Такие услуги, как проектный консалтинг и интеграция информационных систем, должны предоставляться независимыми поставщиками на конкурсной основе.