Стив Балмер встретился с российскими партнерами Microsoft
Градус внимания руководства Microsoft к нашей стране этой осенью продолжает повышаться. Не успели потускнеть впечатления от визита старшего вице-президента Крейга Манди, как в Москву приехал генеральный директор Microsoft Стив Балмер, державший перед партнерами речь о роли деловых альянсов в современном мире. В десятиминутном выступлении он дал высочайшие оценки динамике развития Microsoft в прошедшем году. Безусловно, наиболее интересным для обеих сторон было живое общение. Представители каждого рыночного сегмента — разработчики, производители ПК и интеграторы могли задать вопросы главе корпорации. Помимо технологических прогнозов, их интересовало противоборство с Linux, а также соответствие ценовой политики и схем лицензирования реалиям российского рынка.
«Большой взрыв» продолжается
По словам Балмера, «рынок продолжает взрываться», и следующие десять лет принесут еще больше технологических изменений, чем предыдущие. В текущем финансовом году корпорация потратит на исследования и разработки 6 млрд. долл. Список технологий, попадающих в сферу ее интересов, практически бесконечен: это беспроводные технологии и программное обеспечение для мобильных устройств, XML, онлайновые услуги, поисковые технологии и распознавание речи.
Стив Балмер: «Я действительно считаю, что нам надо больше инвестировать в развитие продаж и маркетинг в России» |
Все так же актуальна тема соперничества открытых и коммерческих программ. Партнеры, которым Linux мешает «жить» и вести бизнес, обратились к главе Microsoft за аргументами для убеждения клиентов.
«За Windows стою я, Стив Балмер, если у вас есть вопросы, их можно мне написать, а кто гарантирует решение проблем с Linux?» — спросил он. Тем не менее Балмер признал, что с точки зрения функциональности конкурировать с Linux все же приходится, например в системах для высокопроизводительных вычислений, таких как сейсмический анализ: «Но разработчики компании делают все, чтобы мы были лучшими».
Не в цене дело
Мало кто, встречаясь с лидером Microsoft, удержался бы от обсуждения стоимости ее продуктов. По словам Балмера, лишь в Японии партнеры не задают ему вопросов о снижении цен. Разумеется, когда речь заходит о деньгах, невозможно не затронуть такую больную тему, как пиратство.
«В мире мы стараемся заставить людей использовать программы, которые они купили, а в России — заплатить за них, — отметил Балмер. — Российский рынок не уникален в своей ценовой чувствительности, но цены на ПК в мире приблизительно одинаковы, а уровень пиратства — разный. Просто в России пока не считается обязательным платить за программное обеспечение, и снижение цен мало что изменит».
Так что единственный шаг в направлении удешевления своих продуктов в России, к которому корпорация готова, — грядущие с нового года продажи ОС начального уровня — Windows Starter Edition.
Когда потенциал начнет работать
Как отметили партнеры, достижения Microsoft в России могли быть еще грандиознее, если бы ее маркетинг был более сфокусирован на нашем рынке. И последние изменения в программах лицензирования также свидетельствуют об ориентации компании на рынки с развитой инфраструктурой, опережают возможности российского рынка.
«Я действительно считаю, что нам надо больше инвестировать в развитие продаж и маркетинг в России», — признал Балмер, сообщив, что российскому офису уже дано поручение разработать соответствующие предложения. Что касается лицензионных схем, на всех рынках мира присутствуют не только клиенты, склонные к инновациям, но также и те, кто стремится к максимально простым решениям.
Внимание руководителя высокого ранга следует использовать «на все сто», задавая самые острые вопросы. Под аплодисменты зала директор учебного центра компании «Эврика» Дмитрий Сафронов спросил: «Когда Microsoft начнет инвестировать в маркетинг авторизованного обучения, а в России наконец появятся русифицированные учебники и тесты?»
На эти вопросы уже в течение нескольких лет партнеры слышат обещания их решить. Теперь обещание «поработать над этим» прозвучало из уст самого Балмера.
Конструктивная критика принимается
Особое внимание глава Microsoft уделил партнерам Microsoft Business Solutions, встретившись с ними за «круглым столом». Как рассказал генеральный директор «Корус Консалтинг» Игорь Широков, Балмер предложил присутствовавшим руководителям партнерских компаний высказать самые смелые ожидания в отношении своих продаж на ближайшие три года. Кроме того, в течение месяца от них ждут конкретных предложений, касающихся подходов Microsoft к ведению бизнеса в России практически в любой области: партнерская программа, маркетинг, инвестиции в разработку, сопровождение, локализация, работа с клиентами. При этом Балмер обязался письменно ответить персонально по каждому предложению.
Партнеры высказали мнение о том, что при надлежащей поддержке корпорации через три года российские продажи бизнес-приложений вырастут на порядок.
По словам Широкова, Microsoft может доминировать на российском рынке приложений делового назначения. При этом от корпорации требуются «правильные» инвестиции в маркетинг, то есть, во-первых, выделение соответствующего бюджета, во-вторых, взвешенный подход к перепозиционированию в сторону бизнес-решений, поддержке продуктов, а также вложения в локализацию. Недавний перенос центра локализации в Европу негативно отразился как на скорости, так и на качестве.
«По сути, эти затраты переносятся на партнеров, стремящихся сохранить прежний уровень сервиса, что сдерживает их развитие», — отметил Широков.
Как пояснил руководитель MBS Олег Паленов, специалисты, занимающиеся локализацией, находятся по-прежнему в Москве, но не подчиняются локальному офису, став частью глобальной команды. И если раньше у российских пользователей была, например, качественная документация, которой не было больше нигде, но не было существовавшего в других странах перевода в онлайновой системе помощи, то теперь реализуется единый, стандартизованный подход к локализации, и решение проблем качества — вопрос времени. По словам Паленова, в первую очередь партнерам необходимы гарантии поставщика, что при изменении законодательства поправки в программное обеспечение будут внесены в 90% случаев в течение определенного краткого промежутка времени. Год назад таких обязательств со стороны Microsoft не было, но сейчас идет процесс их получения и уточнение всех условий.
На встрече с Балмером партнеры MBS внесли свою лепту в критику маркетинговой политики корпорации на российском рынке, отметив, что по сравнению с конкурентами рекламные ходы Microsoft (главным образом антипиратской направленности) работают скорее против ее имиджа как поставщика бизнес-решений. Кроме того, способы поддержки партнеров данной категории должны отличаться от всех прочих. Были также высказаны пожелания большей гибкости и скорости принятия решений по условиям конкретных сделок, без этого соперничать с конкурентами очень нелегко, ибо исходные цены различаются не намного. Стандартизованный подход Microsoft в этих вопросах Широков считает ошибочным. Однако, по словам Паленова, задержки с предоставлением клиентам индивидуальных скидок были вызваны «трудностями переходного периода», с августа в российском офисе есть сотрудники, уполномоченные решать вопросы по скидкам на ERP-решения. Какое влияние окажут эти встречи «на высшем уровне» на развитие бизнеса российских партнеров? Придется подождать месяц, чтобы оценить реакцию на их предложения. По мнению Широкова, если Microsoft решится уделять особое внимание нашему рынку, применять нестандартные шаги, то в России реально «получить Данию (где, по словам Балмера, 60% рынка ERP-систем принадлежит Microsoft Business Solutions), но гораздо большего масштаба».