Изменения — это поиск новых путей ведения бизнеса. Разработка системы для сбора информации о расходах, связанных с предлагаемыми продуктами, может определить будущее организации
«Невозможно разумно распределить средства внутри собственной организации, не имея представления о том, как меняется вся отрасль в целом», — утверждает Анита Макгахан, автор книги «Как развивается отрасль: принципы, позволяющие добиться высочайшей производительности и сохранить ее» (How Industries Evolve: Principles for Achieving and Sustaining Superior Performance, Harvard Business School Press, 2004). Макгахан строит свои теории на основе более чем десятилетнего изучения последствий четырех основных видов изменений в отрасли. В нашей беседе она пояснила, каким образом директора информационных служб могут согласовать инвестиции в ИТ с этими изменениями.
Как распознать, что отрасль переживает период радикальных изменений?
Радикальные изменения происходят тогда, когда все, что бы ни делалось, становится бесполезным из-за появления новой технологии или методов ведения бизнеса. Возьмем службу ночной доставки почты. Все мои студенты, согласны, что в ближайшие 100 лет эта служба исчезнет. Их прогнозы отличались только в сроках. Еще один пример — наземные телефонные линии. Скорее всего, в ближайшие 100 лет для телефонной связи перестанут использовать медный кабель. Вопрос только в том, как долго будет существовать эта инфраструктура.
Вы утверждаете наиболее общий тип изменений — это прогрессирующие изменения. Что они собой представляют?
Прогрессирующие изменения происходят в транспортной отрасли и в розничной торговле. Главное, что нужно для эффективного управления во время прогрессирующих изменений, — отдавать себе отчет, что единственная возможность зарабатывать деньги — это постоянно совершенствовать работу компании путем тщательного анализа и реакции на обратную связь. Любые попытки добиться кардинальных изменений методом штурма будут обречены на неудачу.
Вы пишете, что творческие изменения — это более «тонкая материя». Что вы имели в виду?
Творческие изменения возникают тогда, когда базовые ресурсы, архитектура или активы в бизнесе устаревают: унаследованные системы, старые архитектуры баз данных не позволяют вам поддерживать тот уровень связи со своими клиентами, какой требуется. Многие организации, такие как фармацевтические компании или киностудии, сталкиваются с аналогичными проблемами. Истекают сроки действия патентов на популярные лекарства — и доходы серьезно сокращаются. А кинокомпаниям, например, необходимо регулярно выпускать блокбастеры.
Как отличить творческое изменение от радикального?
При творческом изменении клиент удовлетворен тем, как вы справляетесь с работой в этот «период перемен». Различие между киноиндустрией и индустрией ночной доставки состоит в том, что киноиндустрия эффективно решает вопросы обновления базовых ресурсов, поэтому клиент не ищет более приемлемую для себя альтернативу.
Что заставляет нас идти на промежуточные изменения? При промежуточных изменениях под угрозой находятся ваши отношения с клиентами, но ваши активы сохраняют свою ценность. Труднее иметь дело с радикальными изменениями, поскольку вам нужно изобрести новый способ зарабатывания денег на своих активах, продумать, как изменить характер использования активов при новых способах ведения бизнеса, постепенно отказываясь от старых способов работы. Это очень сложно, поскольку зачастую еще в течение долгих лет можно больше заработать, действуя по-старому.
И что все это значит для меня как директора информационной службы?
Мир ИТ невероятно сложен. Существует множество различных путей реализации изменений в секторе информационных технологий. В том числе и для директоров информационных служб тех компаний, которые не специализируются на ИТ (директор ИС фирмы, продающей книги, сталкивается с принципиально иными трудностями, чем директор ИС телефонной компании). Если вы директор информационной службы, вы можете рассматривать изменения как часть более широкого стратегического процесса, хорошо представляя себе, как ваша компания будет вести конкурентную борьбу в ближайшие пять лет.
Какого рода инвестиции в ИТ должен рассматривать директор информационной службы компании, которая относится к отрасли, переживающей радикальные изменения?
Если вы работаете в компании, занимающейся ночной доставкой писем (а в этой отрасли изменения радикальные), вы можете сделать так, чтобы ваши системы в большей степени поддерживали менеджеров по работе с заказчиками, в частности помогали им оценивать, какие клиенты захотят работать с вами по-новому (скажем, в управлении документами или организации служб логистики), поэтому вы можете вкладывать средства в смежные направления деятельности.
Как должен вести себя директор информационной службы, если отрасль переживает постоянные изменения?
Если вы работаете в организации, где изменения происходят постоянно, например, Home Depot или Wal-Mart, вы должны в первую очередь уделять внимание постепенному расширению ИТ-служб с целью увеличения их эффективности, а стратегические ИТ должны помогать в решении задач, касающихся управления связями с поставщиками и клиентами.
А если речь идет о промежуточных изменениях?
Изменения — это поиск новых путей ведения бизнеса. Разработка системы для сбора информации о расходах, связанных с предлагаемыми продуктами, может определить будущее организации. Если вы, например, работаете в фирме, проводящей аукционы, как вы намерены организовать интерактивные аукционы чтобы продавать лоты по-новому? Понять, каковы будут затраты на предоставление услуг оценки продавцам на eBay — вот пример того, как ИТ могут быть использованы для работы в условиях промежуточных изменений.
Какой вид изменений приносит больше всего трудностей?
Каждый из этих путей требует десятилетий. И даже когда изменение в принципе может заставить отказаться от старых систем, зачастую в ближайшей перспективе, если вы будете держаться до конца, это даст более высокий возврат от инвестиций. Поэтому самое трудное — понять суть происходящих в отрасли изменений и адекватно отразить ее в повседневных решениях, определяющих работу компании.