Его потребности долж?ны стать законом для ИТ-сообщества
Все большее число ИТ-специалистов, работающих в России по «обе стороны прилавка» прикладных программных решений, понимает, что предприятиям нужны не замысловатые технологические игрушки, а инструменты эффективного ведения бизнеса. Недаром девизом очередного SAP-конгресса стала фраза «Поговорим о бизнесе». При всей своей лаконичности она вместила в себя самый актуальный для ИТ-сообщества вопрос: что оно может сделать для того, чтобы помочь предприятиям стать более конкурентоспособными, прибыльными и привлекательными для инвесторов. В конечном итоге от решения этой задачи зависит будущее ИТ-сообщества: оно не сможет динамично развиваться, если предприятия, и прежде всего их менеджеры и владельцы, не почувствуют, что применение ИТ приносит реальную, ощутимую пользу бизнесу.
Иосиф Бакалейник: «Жесткость системы SAP помогает обеспечить унификацию управления на всех уровнях крупной компании» |
Неудивительно поэтому, что и на этот раз в числе выступающих были представители компаний и организаций, которые уже ощутили полезность ИТ, — Кольской АЭС, компаний Shell, Nestle Food, «МегаФон», «Белгородэнерго», «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», «Neusiedler Сыктывкар», SASOL, BG Group, Пермской научно-производственной приборостроительной компании, Уральского банка реконструкции и развития, Западно-Сибирского металлургического комбината, Волгоградского государственного технологического университета и др. Доклады клиентов SAP составили около четверти всех выступлений.
О том, что конкретно хотят получить в результате использования ИТ реальные и потенциальные клиенты SAP, кратко, но емко поведал в своем докладе Иосиф Бакалейник, первый вице-президент по финансам компании «СУАЛ-Холдинг». Согласно его наблюдениям, крупные российские компании представляют собой в основном географически распределенные предприятия, среди которых преобладают поставщики сырьевых ресурсов. Многие из этих компаний были созданы в результате поглощения и слияния предприятий, имевших разнородные системы менеджмента, нередко унаследованные с советских времен. Еще одна особенность: многие предприятия, входящие в состав крупных компаний, являются градообразующими, а следовательно, управленческие решения, принимаемые руководством и акционерами, могут иметь важное социальное значение. Следствием объективных причин стало то, что на отдельных предприятиях крупных холдингов развернуты разнородные информационные системы, которые плохо интегрируются между собой, устаревшая ИТ-инфраструктура и накоплены огромные массивы данных.
Среди приоритетных задач, которые ставят перед собой крупные компании, наиболее часто называются достижение прозрачности, ясная стратегия, доводимая до всех уровней управления, а также повышение эффективности текущих бизнес-операций. В качестве одного из основных путей их реализации руководство крупных компаний видит стандартизацию ведения бизнеса на всех уровнях. Этот процесс базируется на развертывании типовых структур управления бизнесом и на передовом опыте предприятий разных стран мира. Бакалейник убежден в том, что российская специфика не так уж и велика, хотя, конечно, приходится учитывать местные особенности законодательства, налогообложения, а также управления логистическими цепочками.
Внедрение крупной информационной системы, такой, например, как R/3 или mySAP Business Suite, помогает обеспечить унификацию управления. Это актуально, поскольку менеджеры нижестоящих уровней имеют обыкновение отклоняться от стандартов, ссылаясь на специфику управления в их структурах. Кроме того, с помощью подобных систем компания получает возможность создать единое информационное пространство, обеспечивающее прозрачность управления, единство нормативно-справочной базы и предоставление данных в необходимом и достаточном объеме. Еще одно важное преимущество таких систем, которое отметил Бакалейник, —масштабируемость бизнес-решений, созданных на их базе: получив опыт внедрения решения на одном предприятии холдинга, его можно легко тиражировать на другие.
Предостерегая коллег от возможных иллюзий, Бакалейник отметил, что совершенствование системы управления крупным холдингом представляет собой многолетний проект, весьма дорогостоящий и трудоемкий. Поскольку этот проект — мероприятие стратегического для компании значения, еще до его запуска необходимо достичь единства мнений руководителей и акционеров по ключевым вопросам, связанным с его реализацией. Это именно бизнес-проект, а не проект ИТ-специалистов или консультантов, поэтому руководить им должен бизнес-менеджер.