Большое место на «SAP-конгрессе» уделялось новому значению этого слова
В наше время трудно представить себе эффективное управление бизнесом без привлечения информационных технологий. Рост актуальности этого союза сопровождается изменением характера их взаимоотношений, что определяется модификацией решаемых бизнесом задач, развитием ИТ и науки управления хозяйственной деятельностью. Еще недавно, следуя идеологии концентрации решения всех бизнес-задач в рамках одного предприятия, ИТ-разработчики предлагали проекты комплексной информационной поддержки управления. И вот, по-видимому, мы становимся свидетелями смены ориентиров, когда глобализация бизнеса предполагает разделение труда и наличие хорошо налаженных коммуникаций и, следуя этой тенденции, крупнейшие поставщики на рынке высоких технологий и ИТ-услуг начинают вести разговор об ИТ-поддержке интеграции бизнеса. Сам термин «интеграция» наполняется новым смыслом. На первый план выходят не различные приложения, которые «крутятся» на серверах и станциях предприятий, а потребности реальных бизнес-процессов. Об этом шла речь на форуме «SAP-конгресс», который прошел в конце сентября в Москве.
Лейтмотивом тем?ы интеграции прозвучало выступление представителя Gartner Group Чарльза Абрамса. Он отметил, что основная причина столь пристального внимания к интеграции заключается в клиенто-ориентированном характере деятельности современного бизнеса. С его точки зрения, «главная задача ИТ-специалистов — давать клиентам то, что они хотят». В то же время поставщики бизнес-приложений все более проникаются сознанием того, что они «не все могут делать блестяще», и убеждать в обратном наших клиентов бесполезно. Отсюда следует два вывода: во-первых, необходимо забыть о приложениях и начать думать о сервисах; во-вторых, неважно, кто (или что) конкретно предоставляет тот или иной сервис, важно то, что они объединены в услугу, предложенную на рынке от лица одной компании.
Решающую роль в процессе бизнес-интеграции, с точки зрения Gartner Group, будут играть Web-технологии. Именно с ними будет связан новый всплеск интереса к ИТ к 2007 году. Он будет сопровождать рост актуальности коллаборативной коммерции (collaborate commerce). В наибольшей степени идея бизнес-интеграции охватит задачи, решаемые приложениями CRM, ERP и, в первую очередь, SCM.
Наибольшего успеха, с точки зрения Абрамса, добьются производители, которые смогут предложить в этой области платформенные решения. В этом смысле весьма перспективной является совокупность приложений SAP NetWeaver. Психология большинства клиентов такова, что первоначально для решения задач управления бизнесом они ищут одного поставщика и лишь затем приступают к поиску наилучших решений для различных сервисов. В связи с этим Gartner Group дает следующие рекомендации: интегрировать унаследованные приложения на основе WSDL и SOAP в течение 2004 года; к концу 2004 года определить «узкие места», препятствующие интеграции бизнес-процессов; приступить к разработке композитных сервис-ориентированных бизнес-приложений (service-oriented business application, SOBA); запросить у ключевых поставщиков информацию о планах их поставки; к середине 2007 года пройти большую часть пути к реализации идеологии SOBA и разработать планы финансирования образовательных проектов по соответствующему обучению персонала.
Время бизнес-интеграции пришло
Клиенты SAP в основном активно поддерживают новое направление движения и уже используют идею бизнес-интеграции на практике. Так, начальник управления ИТ-холдинга «Силовые машины» Александр Никитин рассказал о проекте внедрения SAP NetWeaver на своем предприятии. Он отметил, что обращение к этому решению было вызвано, прежде всего, потребностями бизнеса, который по своей природе географически разнесен и сильно интегрирован. Заводы, объединенные под «шапкой» предприятия, выпускают различную продукцию, которую реализуют как самостоятельно, так и в составе общих проектов. Необходимость единого учета и планирования требует привлечения ИТ для поддержки интеграции различных бизнес-процессов. Как отметил Никитин, это позволяет эффективно использовать SAP NetWeaver. Кроме того, предприятие имеет большое количество унаследованных приложений, которые ради сохранения ранее сделанных инвестиций целесообразно не заменять, а интегрировать с новыми системами.
О роли интеграции также говорил советник президента Уральского банка реконструкции и развития Юрий Миронов. Интересно, что инициатива обращения к современным ИТ, в частности к решениям SAP, в этом банке принадлежала топ-менеджменту банка. Как отметил Миронов, интенсивное развитие банка породило своего рода «информационный смог». Стало трудно понять, какая именно информация в огромном ее потоке необходима для правильного принятия того или иного решения и как ее получить. Руководство предприятия также осознало необходимость измеримости состояния предприятия для достижения стратегических целей и подключило ИТ-службу для поиска решения этой задачи. Для банка уже давно стало актуальным внедрение приложений CRM и BI. В конце 2003 года, воспользовавшись услугами консалтинговой компании Roland Berger, партнера SAP, банк формализовал стратегию своего развития в виде системы сбалансированных показателей. В конце прошлого года банк приступил к поэтапному запуску решений SAP для поддержки банковской деятельности. В октябре был запущен модуль CRM, в декабре — модуль бюджетирования и контроллинга. В ближайших планах банка — внедрение SAP NetWeaver, это позволит, в частности, интегрировать с прочими приложениями АБС «Банк 21 век» производства МПФ «Инверсия».