Программа «Марвел MBA» идет в регионы
Обучение дилеров — одна из тех ценностей, привносимых дистрибьюторами в канал сбыта компьютерной техники, которая особенно «уважаема» как вендорами, так и дилерами. Сегодня наиболее востребованными становятся не технические семинары, а бизнес-обучение. В компании «Марвел» соответствующей направленности семинары по бизнес-обучению в рамках программы «Марвел MBA», проводимые совместно с факультетом менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, начались в сентябре 2003 года.
За время, прошедшее с той поры, в Санкт-Петербурге были проведены четыре сессии, на которых изучались основы управления персоналом, развития организации, оценки деятельности предприятия, проблемы управления продажами, клиентского анализа и маркетинга. В каждой из них принимали участие представители примерно двух десятков компаний, а состав учащихся обновлялся от сессии к сессии примерно на треть. Судя по итогам анкетирования, большинство слушателей остались довольны результатами обучения. Семь питерских компаний, участников программы, пригласили внешних консультантов по маркетингу и управлению через университетских преподавателей, читавших курсы MBA.
«Наша маркетинговая цель достигнута», — констатировал директор по продажам санкт-петербургского офиса «Марвела» Антон Черепахин.
В сентябре 2004 года реализация программы вступила в новую фазу — региональную. Первая выездная сессия «Марвел MBA» прошла в пансионате по соседству с новосибирским Академгородком. В течение двух дней заведующий кафедрой теории финансов СПГУ Дмитрий Волков вел занятия по управлению финансами организации, включая финансовый анализ и оценку стоимости бизнеса. По его словам, основная цель подобного обучения заключается не столько в получении знаний, сколько в изменении взгляда на бизнес. Раздвигать рамки привычных представлений о бизнесе съехались директора и финансисты ведущих игроков новосибирского ИТ-рынка, в том числе компаний «Готти», «Диадема», «Интерлинк», «Кардинал», «Квеста», «Нонолет», НЭТА. В самом Академгородке параллельно шли технические семинары, также собравшие несколько десятков слушателей.
Для «Марвела» программы обучения — инвестиционные проекты. Участие в сессиях в Санкт-Петербурге стоило партнерам не много — 70 долл. за три дня обучения, что, с одной стороны, позволяет покрыть затраты на оплату преподавателей, а с другой — дисциплинирует учащихся. В регионах было решено сделать обучение бесплатным, так как часовая ставка квалифицированных преподавателей при выездных занятиях существенно возрастает и цена в итоге может оказаться слишком высокой для местных компаний. Эффективность подобных инвестиций достаточно трудно измерить, но польза от мероприятий такого рода налицо.
«Теперь можно говорить с партнерами на одном языке. К примеру, раньше бывало, что, договариваясь об оборачиваемости склада, мы имели в виду совершенно разные вещи», — отметил Черепахин.
Костяк партнерской сети «Марвела» составляют компании с пяти-десятилетним опытом работы на рынке. Как правило, руководители этих компаний — инженеры, программисты, математики — не имеют специального бизнес-образования. «Марвел» — крупная компания, к ней часто обращаются с просьбой поделиться опытом в области бюджетирования, управления персоналом и в других вопросах ведения бизнеса. И если в финансовой сфере многое представляет собой коммерческую тайну или методологические ноу-хау, то по маркетинговой и кадровой тематике дистрибьютор иногда делился опытом во время партнерских конференций, рассматривая примеры из бизнеса компании. Собственные курсы в перспективе также планируется сделать частью учебных программ, однако они требуют более тщательной подготовки, в том числе преподавателей.
Следующий региональный семинар программы MBA пройдет в Екатеринбурге в конце октября. Тогда же будут сформированы планы дальнейшего развития программы в Санкт-Петербурге и регионах, а также будет обсужден график проведения подобных занятий для московских компаний.
Не только мода
MBA — модная нынче аббревиатура. В числе главных достоинств обучения в западной бизнес-школе — доступ к мировому опыту, связь с интернациональным сообществом коллег, получение навыков работы в команде. Но какую практическую пользу могут принести занятия по менеджменту профессионалам, которые давно уже на практике постигли премудрости компьютерного бизнеса, да еще на узком российском рынке и в таком суперкомпактном варианте? По мнению инициатора программы «Марвел MBA», директора по продажам санкт-петербургского офиса компании Антона Черепахина, который сам проходит обучение по программе MBA в Санкт-Петербургском университете, такое обучение позволяет получить общую стратегическую картину развития компании. Кроме того, научиться смотреть на любую организационную проблему не только с точки зрения занимаемой должности, но и с позиции генерального директора, владельца бизнеса, оценивая, как те или иные решения отразятся на деятельности компании в целом.
Сам Черепахин, выполняя задание по курсу «Этика бизнеса», составил этический кодекс компании, который внедряется в «Марвеле». Другим результатом обучения стало создание института региональных представителей. Главная цель «Марвел MBA», по словам Черепахина, — способствовать формированию у партнеров нового взгляда на проблемы бизнеса и позиционировать себя как поставщика бизнес-знаний».